Понедельник, 17.12.2018, 04:02
Приветствую Вас Гость | RSS

БЛОКНОТ МАТЕМАТИКА

Каталог файлов

Главная » Файлы » Алгебра 7-11 класс

Конспект урока "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"
[ Скачать с сервера (122.9 Kb) ] 27.08.2014, 15:24

Цельобобщить знания учащихся по данной теме, их умения и навыки применять формулы.

Задачи:

·         образовательные:

-          закрепить умение применять формулы квадрата суммы и разности двух выражений;

-          ликвидировать возможные пробелы.

·         воспитательные:

-          вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

-          воспитывать у учащихся любознательность;

-          воспитывать коммуникативную культуру общения.

·         развивающие:

-          развивать познавательный интерес,  логическое мышление и мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выдвижение гипотезы;

-          развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

-          развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: смарт доска, презентация «Квадрат суммы и квадрат разности», набор разноцветных геометрических фигур (квадратов и прямоугольников), доклад "Треугольник Паскаля".

Ход урока:

I.  Организационный момент

Сегодня на уроке мы обобщим наши знания по теме Квадрат суммы и разности двух выражений”. Вы покажете свои знания формул и умение ими пользоваться. А в конце урока каждый из вас оценит свой труд, насколько хорошо он знает эти формулы и действительно ли умеет ими пользоваться.

В XIX веке в Англии жил известный философ Герберт Спенсер. Он говорил: “Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”. Вот мы сейчас и будем наращивать умственные мышцы.

II.   Актуализация знаний.

1. Вводное повторение основных определений темы в виде игры «Домино». Учащимся предлагается собрать имя известного древнегреческого философа математика, сопоставив формулы с их названием. Проговорить формулировки формул.

2.      Вводное повторение формул.

1) А знаете ли вы, что древнегреческий философ  Евклид еще за три века до нашей эры умел возводить в квадрат сумму двух выражений. Вот что писал Евклид в своей замечательной книге «Начала» по поводу одного из математических утверждений: «Если отрезок как-либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждом из двух отрезков, и удвоенной площади прямоугольника, сторонами которого служат эти два отрезка» Неправда ли, что суть этой фразы в формуле:  (а + b)2 = a2+ 2ab+ b2.

(Работа по группам)

1 группа (слабые ученики). Выбрать две группы учащихся по два человека в каждой. Им предлагается параллельно с работой класса самостоятельно из разноцветных геометрических фигур (прямоугольников и квадратов) сложить геометрические иллюстрации доказательств формул квадрата суммы и квадрата разности. Двое учащихся работают у смарт доски.

2 группа. Доказывают истинность формул. (№ 807).

I вариант.  № 807 (а): (a – b)2 = (b – a)2.

II вариант.  № 807 (б): (– a – b)2 = (a + b)2.

По одному человеку от каждого варианта на доску, доказывать формулу.

Таким образом, мы получили три способа формулировки математических утверждений:

1)     словесный – понятный, но длинный, неудобный;

2)     геометрический – наглядный, но не всегда удобный для вычислений;

3)     символьный – краткий, легко запоминающийся.

2) Проверка знаний формул.

Проверьте решение. Если решение выполнено верно, поставьте рядом знак плюс, если  нет – поставьте знак минус.

Взаимопроверка. Поменяться тетрадями с соседом по парте.

III.  Закрепление изученного материала.

Математик А.Н. Крылов говорил, что «рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

В формулах квадрата суммы и квадрата разности, в квадрат возводят сумму или разность двух выражений. Еще Евклид знал прием возведения в квадрат суммы двух слагаемых. Но почему только двух? И почему только в квадрат? Может быть, можно найти прием возведения в 3, 4 и более высокие степени суммы трех, четырех и более чисел? Оказывается, нетрудно получить формулы для возведения двучлена в третью, четвертую и т. д. степень.

Доклад «Треугольник Паскаля»

   

А если надо возвести в квадрат сумму трех слагаемых? Каким будет результат? Предположим, что он выглядит так:

(a + b + c)2 = a2 + b2 + c2 + 2ab + 2ac + 2bc.

Предложите свой способ решения.

(a + b + c)2 = ((a + b) + c)2 = (a + b)2 + 2(a + b)c + c2 = a2 + 2ab + b2 + 2ac + 2bc + c2 = a2 + b2 + c2 + 2ab + 2ac + 2bc

Вывод: Значит, чтобы возвести в квадрат сумму трех слагаемых, опять использовали формулу квадрата суммы двух выражений.

IV.  Физкультминутка.

1.      Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить на них ладони. Отдых 10 – 15 с.

2.      Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с.

3.      Открыть глаза.

V. Закрепление изученного материала.

А теперь мы продолжим работу.

1) Представьте в виде квадрата двучлена:

I вариант: а) (2а + 3b)2 – 8b(2а + b)

II вариант: б) (3х – 2у)2 + 5х(4у – х)

2) Как вычислить квадрат числа, оканчивающегося на 5? Гипотезы.

Любое число, оканчивающееся на 5, можно представить в виде:

(10n+5), где n – число десятков

Возведём в квадрат: 100n2+100n+25

Вынесем общий множитель за скобку: 100n(n+1)+25

Пример:  252 = 625,  752 = 5625,  1152 = 13225

3)  Пришла пора проверить, как обстоят дела с наращиванием умственных мышц.

(Ученики сдают тетради на проверку. На доске появляются ответы и ученики проверяют.)

VI.  Итог урока.

Сегодня на уроке мы обобщили наши знания по теме Квадрат суммы и разности двух выражений”. Каждый из вас получил оценку за  свой труд, насколько хорошо он знает эти формулы и действительно ли умеет ими пользоваться.

С помощью формул можно доказывать интересные математические утверждения, которые в математике получили название «Софизмы». Вот один из них.

“Неравные числа равны”

Возьмем два неравных между собой произвольных числа а и b. Пусть их разность равна с, т. е. а – b = с. Умножив обе части этого равенства на а – b, получим

(а– b)2 = = c(a – b),

a раскрыв скобки, придем к равенству

a2  – 2ab + b2 = = ca – cb,

из которого следует равенство

а2  – аb – ас = аb – b2 – bc.

Вынося общий множитель а слева, и общий множитель b справа за скобки, получим

а(а – b – с ) = b(а – b – с). (1)

Разделив последнее равенство на (а – b – с), получаем, что а = b,

другими словами, два неравных между собой произвольных числа а и b равны.

Разбор софизма: Здесь ошибка совершена при переходе от равенства (1) к равенству а = b. Действительно, согласно условию разность двух произвольных чисел а и b равна с, т. е. а-b = с, откуда а – b – с = 0. Можно записать равенство (1) в виде а – 0 = b – 0. Переход от равенства (1) к равенству а = b осуществляется путем деления обеих частей (1) на равное нулю число а – b – с = 0. Следовательно, здесь мы имеем деление нуля на нуль, которое не имеет смысла, поскольку равенство а*0 = b*0 выполняется при любых а и b. Поэтому вывод, сделанный в софизме, что числа а и b равны, неверен.

Вывод: Мы готовы на следующем уроке приступить к изучению новой темы.

VII.  Домашнее задание.

На оценку «3» № 878, 879(а,б), 903

На оценку «4,5» №878, 879, 903

VIII.    Рефлексия

Продолжите фразу: «Я на уроке научился (или узнал) …».

 

Источники:

1. Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /  Ю.Н. Макарычев и др; Под ред. С.А. Теляковского. –  М.: «Просвещение», 2012.

2. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — М.: «Просвещение», 2012. 

3. Блез Паскаль. Сайт ВикипедиЯ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%EA%E0%EB%FC,_%C1%EB%E5%E7.

4. Лобанова И.С. «Обобщающий урок  по алгебре в 7-м классе по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений». Сайт Фестиваля «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/articles/513801/.

 

Категория: Алгебра 7-11 класс | Добавил: Admin_Ulava
Просмотров: 5743 | Загрузок: 1035 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
+1   Спам
1 Валентина   (24.03.2016 06:03)
Спасибо Вам большое за интересную разработку урока, за Ваше творчество и желание им поделиться!!!

0  
2 Admin_Ulava   (24.03.2016 19:42)
Валентина, спасибо за теплые слова. Надеюсь, что разработка урока Вам пригодилась в работе. smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вход на сайт
Категории раздела
Мои файлы [2]
Математика 5-6 класс [26]
Методические рекомендации
Алгебра 7-11 класс [34]
Методические рекомендации
Геометрия 7-11 класс [15]
Методические рекомендации
ГИА и ЕГЭ [3]
Методические рекомендации
Математические кружки, эл. курсы, факультативы [4]
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность [10]
Внеурочная деятельность
Творческие работы учащихся [0]
Внеурочная деятельность
Воспитательная система класса [0]
Классное руководство
Классные часы [5]
Классное руководство
Родительские собрания [0]
Классное руководство
Научно-методическая деятельность [15]
Портфолио
Внеурочные мероприятия [4]
Дистанционное обучение [0]
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0