Цель: выработать умение строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Задачи:
-
образовательные:
-
ввести понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
-
сформировать умение строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
-
воспитательные:
-
создать условия для воспитания коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
-
вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
-
воспитывать у учащихся любознательность.
-
развивающие:
-
развивать познавательный интерес и логическое мышление;
-
развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению;
-
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Тип урока: урок формирования новых умений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника», чертежные инструменты (линейка, транспортир, циркуль) на каждого учащегося, раздаточный материал <Приложение1> (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники), цветные фломастеры или карандаши, карточка <Приложение2> с заданием на каждого ученика.
Ход урока:
I. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку. Сформулировать тему и цели урока.
II. Изучение нового материала
1. Введение понятия перпендикуляра к прямой (Слайд 2, 3)
Практическая работа:
-Начертите прямую а и отметьте точку А, не лежащую на этой прямой.
- Через точку А проведите прямую, перпендикулярную прямой а. Точку пересечения прямых обозначьте Н.
-Как называются прямые АН и а? Запишите взаимное расположение прямых с помощью математических символов.
-Подумайте, как может называться отрезок АН?
-Сколько отрезков, удовлетворяющих нашему условию, можно провести к прямой а?
Теорема о перпендикуляре:
Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один.
2. Введение понятия медианы треугольника (Слайд 4, 5)
- Постройте треугольник АВС. На стороне ВС поставьте точку М так, чтобы она являлась серединой отрезка. Соедините точки А и М. Отрезок АМ является медианой треугольника АВС.
- Дайте определение медианы треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 33.
Шуточное определение: [2]
Медиана-обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,
Где находится сейчас?
- Сколько медиан можно провести в треугольнике?
3. Введение понятия биссектрисы треугольника (Слайд 6, 7)
- Постройте треугольник АВС. В треугольнике угол ВАС поделите лучом АА1 пополам. Отрезок АА1 является биссектрисой треугольника АВС.
- Дайте определение биссектрисы треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 33.
Шуточное определение: [2]
Биссектриса – это крыса,
Которая бегает по углам
И делит угол пополам.
- Сколько биссектрис можно провести в треугольнике?
4. Введение понятия высоты треугольника (Слайд 8, 9)
- Постройте треугольник АВС. Из вершины А на сторону ВС опустите перпендикуляр АН. Отрезок АН является высотой треугольника АВС.
- Дайте определение высоты треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 34.
Шуточное определение: [2]
Высота похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом.
- Сколько высот можно провести в треугольнике?
III. Физкультминутка
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. Отдых 10 – 15 с.
2. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с.
3. Открыть глаза.
IV. Практическая работа
Работа проводится в парах по рядам на раздаточном материале.
Задание:
I ряд в треугольнике с помощью масштабной линейки проводит медианы треугольника.
II ряд в треугольнике с помощью транспортира и линейки проводит биссектрисы треугольника.
III ряд в треугольнике с помощью чертежного треугольника проводит высоты треугольника.
При этом учащиеся, сидящие за первыми партами работают с остроугольным треугольником, за вторыми партами – с прямоугольным треугольником, за третьими партами – с тупоугольным треугольником, далее распределение по рядам продолжается в этом же порядке.
Примечание: при построении высот в тупоугольном треугольнике можно получить консультацию у учителя.
Выводы:
1.Учащиеся ряда прикрепляют на доске получившиеся построения медиан в треугольниках.
-Какой вывод можно сделать? Медианы в треугольнике пересекаются в одной точке. (Слайд 10)
Точку пересечения медиан (в физике) принято называть центром тяжести.
2.Учащиеся ряда прикрепляют на доске получившиеся построения биссектрис в треугольниках.
-Какой вывод можно сделать? Биссектрисы в треугольнике пересекаются в одной точке. (Слайд 11)
Точка пересечения биссектрис треугольника есть центр вписанной в треугольник окружности.
3.Учащиеся ряда прикрепляют на доске получившиеся построения высот треугольника.
-Какие трудности возникли при построении высот в треугольнике? Возникла проблема: как построить высоты из острых углов тупоугольного треугольника. (Слайд 12)
-Какой вывод можно сделать? Высоты в треугольнике или их продолжения пересекаются в одной точке. (Слайд 13)
Точку пересечения высот называют ортоцентром.
4.Общий вывод. (Слайд 14)
- Каким замечательным свойством обладают медианы, биссектрисы и высоты треугольника?
V. Итог урока:
1.Повторить основные понятия, изученные на уроке. (Слайд 15)
Задание: с помощью чертежных инструментов найдите на рисунке: а) медиану; б) биссектрису; в) высоту треугольника MKT.
2. Рефлексия. Продолжи фразу: я сегодня на уроке … .
VI. Домашнее задание. (Слайд 16)
I уровень: п. 16,17, знать основные определения и формулировки утверждений и теорем. На альбомных листах (А4) в каждом из треугольников (остроугольном, прямоугольном и тупоугольном) провести медианы, биссектрисы и высоты.
II уровень: п. 16,17, знать основные определения и формулировки утверждений, и доказательство теорем. На альбомных листах (А4) в каждом из треугольников (остроугольном, прямоугольном и тупоугольном) провести медианы, биссектрисы и высоты.
Литература:
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7 – 9. М., «Просвещение», 2011 г.
-
Елизарова С. Ребятам о зверятах. // Народное образование. № 9 – 10, 1993 г.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса. – М., «Просвещение», 2009 г. – № 63.
|