IT–технологии могут применяться на уроках математики различных типов, на различных этапах урока и в различных видах деятельности обучающихся и учителя. Так, IT–технология как инструмент в руках учителя дает ему массу дополнительных возможностей для различных подходов к обучению.
Во-первых, учитель может создавать, вести и размножать различную документацию и необходимый дидактический материал как в бумажном виде, так и в электронном. Например, тематические планирования, разнообразные отчеты, конспекты уроков, творческие работы обучающихся, электронные дневники, электронные журналы, персональные блоки (сайты) и т.п.
Во-вторых, у учителя появилась возможность интерактивной подачи материала, используя пару компьютер-проектор или интерактивную доску. Все чаще учитель, работает в классе, где у каждого обучающегося есть компьютер. Использование в образовательном процессе электронных учебников, интерактивных пособий, интерактивных тренажеров, интерактивных плакатов и т.п. позволяет визуализировать, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Способствует организовать деятельностный подход в обучении и овладеть обучающимися необходимыми компетенциями. При этом каждый обучающийся может работать в индивидуальном ритме, выполнять самостоятельные задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий. Отдельно хочется упомянуть об использовании интерактивных тестов, позволяющих оперативно и объективно оценить обучающихся, определить пробелы в их знаниях, подготовиться к итоговым аттестациям по предмету. Например, на уроках математики я применяю следующие «Интерактивные способы опроса» обучающихся.
Одной из самых распространенных возможностей подачи материала является применение презентаций, созданных в среде PowerPoint. Презентация может быть использована на протяжении всего урока или на отдельных его этапах. В качестве примера, приведу урок математики в 5 классе по введению темы «Среднее арифметическое».
Отмечу, что для учителя математики возможность использовать в презентации графические объекты (графики, таблицы, рисунки, диаграммы и др.) делает урок математики особенно привлекательным, а материал более запоминающимся.
Так же, можно воспользоваться готовыми программными продуктами. Например, «Уроки по алгебре и геометрии Кирилла и Мефодия» облегчают работу учителя. В них весь изучаемый материал разбит на уроки. Диски можно использовать в качестве электронного учебника, так как в них излагаются основные факты, даются необходимые определения и доказываются теоремы. Мультимедийные объекты и анимация делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Каждая тема содержит контрольные вопросы и тесты, позволяющие выяснить уровень понимания изученного материала.
С возможностью использования IT–технологий в образовательном процессе увеличилась возможность проведения на уроке разнообразных дидактических игр. Так, на уроках математики мы играем, например, в «Крестики-нолики» и в «Морской бой».
В-третьих, у учителя есть возможность «идти в ногу со временем», используя сеть Интернет в образовательных целях. Например, в своей работе я использую уже готовые ЭОР, опубликованные в сети Интернет на сайтах:
· Электронные образовательные ресурсы;
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
· Федеральный банк ЭОР;
· Федеральные образовательные ресурсы для общего образования;
· Сайты образовательных учреждений, сообществ учителей, личные сайты (блоги) учителей.
Все чаще учителя используют сеть Интернет с выходом в социальные сервисы, объединенные общим названием сервисы Web 2.0. Эти сетевые программные обеспечения поддерживают групповые взаимодействия участников образовательного процесса, включающие персональные действия и коммуникации участников между собой. Сервисы позволяют не только путешествовать по сети Интернет, но и совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. Но главными особенностями Web 2.0 сервисов является простота их использования и доступность. А особенностью учебного процесса с применением сервисов Web 2.0 является то, что центром деятельности становится обучающийся, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает свои процесс познания нового. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность обучающихся. А у обучающихся, в свою очередь, повышается интерес к предмету, желание учиться и получать знания.
Возможность создания учителем собственных образовательных сайтов в сети Интернет (веб-квест) превращает процесс обучения в увлекательную игру. Так, образовательный математический веб-квест охватывает не только отдельную проблему или тему по математике, но чаще всего является межпредметным. Что позволяет обучающимся расширить свой кругозор, увидеть связь математики с другими предметами и жизнью.
Использование сети Интернет на уроках и в неурочной деятельности открывает широкие возможности для личностного развития всех участников образовательного процесса. Начиная от простого поиска информации до дистанционного обучения и участия в дистанционных интернет конкурсах и конференциях.
В заключении хочу выделить ряд достоинств и недостатков использования IT–технологий в образовательном процессе, в частности на уроках математики. На мой взгляд, достоинствами использования IT–технологий в образовательном процессе является:
· экономия времени урока;
· визуализация образовательного процесса;
· реализация индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
· повышение мотивации к обучению и интереса к предмету;
· повышение веса самостоятельной работы обучающихся;
· увеличение осознанности усвоения знаний;
· увеличение объема работы, выполненной на уроке;
· повышение оперативности и объективности контроля результатов обучения;
· позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;
· осуществление дистанционного обучения;
· создание и презентация своих идей и наработок.
Одним из главных недостатков использование IT–технологии в образовательном процессе является не заменимость преподавателя. Интерактивные программы и социальные сервисы сети Интернет лишь моделируют деятельность учителя, отсюда возникает ряд проблем:
· снижается роль устной и письменной речи;
· появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация учащихся в обществе;
· при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем обучающихся (например, ухудшается зрение);
· многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных форм обучения (презентация, интерактивный тест, интерактивный тренажер, авторская программа и т.п.) и дидактического материала в сети Интернет (веб-квест, персональный сайт и т.п.). |