Интерактивная дидактическая игра – один из современных методов обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, действующие в органическом единстве.
В переводе с английского interactive – взаимодействие. Работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер, расширяет самостоятельную учебную работу за счёт использования активно-деятельностных форм обучения. Здесь, под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров и т.п.
В зависимости от охвата обучающихся интерактивные дидактические игры проводятся на следующие формы организации их деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.
Интерактивные дидактические игры на уроках математики выступают в роли помощников образовательного процесса. Всегда удачно проходят уроки с применением игровых технологий. Ведь, игру можно включить как отдельным этапом урока, так и полностью весь урок выстроить в форме интерактивной игры. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу и игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность обучающихся в определенное русло.
Целесообразность использования интерактивных дидактических игр на разных этапах урока различна. Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и формировании умений.
Так, интерактивная игра «Собери пазл» может применяться на различных этапах урока:
- при проверки домашней работы (тема «Решение уравнений», 7 кл.);
- при вводе темы урока (тема «Среднее арифметическое», 5 кл.);
- при актуализации знаний (тема «Сложение и вычитание смешанных чисел», 5 кл.);
- при закреплении пройденного материала (тема «Сложение и вычитание смешанных чисел», 6 кл.).
Интерактивная игра «Найди пару» выгодно применяется при сопоставлении формул на уроках алгебры (тема «Формулы сокращенного умножения», 7 кл.).
Интерактивные тест-консультанты в форме игры позволяют не только отработать определенные навыки, но и получить оценку, рекомендации и повторить теоретический материал по данной теме (тема «Арифметический квадратный корень», 8 кл.)
Коллективные интерактивные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие и обобщающие.
Например, на повторительно-обобщающих уроках математики мы играем в «Крестики-нолики», в «Морской бой».
Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает в форме решения поставленной учебной задачи, но для обучающегося и учителя осознается по-разному. Так, результат игры дает обучающимся моральное и умственное удовлетворение, а для учителя – является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или их применения.
Основными достоинствами интерактивных дидактических игр на уроках является ненавязчивость обучения, делающая этот процесс интересным и увлекательным.
Но, при использовании интерактивных дидактических игр на уроке, возникают некоторые трудности, а именно:
- результаты работы обучающихся менее предсказуемы;
- урок может «не войти» во временные рамки (45 минут);
- выработать у обучающихся понимание того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний;
- организовать работу всех обучающихся, которые должны понять и соблюдать правила игры;
- научиться выслушивать мнение другого;
- научиться аргументировано высказывать свое мнение.
Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках математики интерактивных дидактических игр повышает уровень познавательной деятельности и мотивации обучающихся, заинтересовывают их, что способствует желанию обучаться. А мне (как учителю) позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, формировать у них навыки самоконтроля, адекватной самооценки, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения. |