Предмет: алгебра.
Класс: 7 (общеобразовательный класс).
Цель: сформировать умение читать и строить график линейной функции.
Задачи:
- закрепить умение применять вычислительные навыки действий с числами через решение прикладных задач по математике.
- создать условия для воспитания навыков сотрудничества;
- воспитывать аккуратность, наблюдательность, любознательность и положительную мотивацию к учению.
- развивать умение работать в парах;
- развивать логическое мышление.
Учебные действия:
Помнить: - вычисление значений функции по формуле; - по условию задачи составлять буквенные выражения; - построение точек на координатной плоскости.
Понимать: - понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); - понимать линейную функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Применять: - на основе изучения поведения графиков функций исследовать свойства линейных функций.
Анализировать: - использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения) для описания свойств линейных функций.
Оценивать: -использовать функциональные представления и свойства линейных функций для решения математических задач.
Создать: - проводить исследования, связанные с изучением свойств линейный функций, в том числе с использованием компьютера.
Планируемые образовательные результаты:
- Уметь ясно и грамотно излагать свои мысли (устно и письменно), используя функциональные понятия и язык (термины, символы, обозначения).
- Уметь анализировать, обобщать и делать выводы.
- Уметь извлекать необходимую информацию из разнообразных источников.
- Уметь приводить примеры линейной функции как важнейшей математической модели для описания процессов и явлений окружающего мира.
- Уметь применять функциональный язык для описания исследования зависимостей между физическими величинами.
- Знать формулу задания линейной функции и функции прямой пропорциональности.
- Уметь строить и читать графики функций (линейной, прямой пропорциональности).
- Знать свойства линейной функции.
- Уметь применять свойства линейной функции при решении задач.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма работы: фронтальная, парная.
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a5f8-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm;
2. http://fcior.edu.ru/card/13475/pryamaya-i-luch-otrezok-i-ego-dlina-i1.html (только 1 и 2 пункты).
Оборудование: пакет материалов для каждой группы, «Критерии оценивания работ групп», слайд «Раскрой понятие», слайд для проведения устной работы, компьютер, проектор, три ватмана, три набора цветных фломастеров, заготовка из трех векторов « Я – Мы – Дело».
План урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока – 2 мин.
- Актуализация знаний с применением активного метода обучения «Раскрой понятие» - 6 мин.
- Работа в группах – 25 мин.
- Подведение итогов работ групп и итога урока – 10 мин.
- Творческое домашнее задание – 1 мин.
- Рефлексия – 1 мин.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Постановка цели и мотивация
Как заметил Г. Галилей, книга природы написана на математическом языке и её буквы - математические знаки и геометрические фигуры - невозможно понять её слова. И именно функция является тем средством математического языка, которое позволяет описывать процессы движения, изменения, присущие природе. [4]
3. Актуализация опорных знаний
Уровень помнить.
*краткое содержание элемента: учащиеся работают с ЭОР:
1. Заполняют таблицу.
2. Рассматривают задачи, приводящие к понятию линейной функции.
3. Задают общей формулой линейную функцию.
4. Изучают как строиться график линейной функции
* полученный результат: учащиеся вспомнили, как вычисляется значение функции по формуле и как по условию задачи составлять буквенные выражения, усваивают как строиться график линейной функции, заданной формулой.
Учебное задание: учащимся самостоятельно необходимо выяснить, что представляет собой график линейной функции? Удобно ли для построения графика линейной функции использовать таблицу? Может есть способ построения графика линейной функции более рациональный?
Условие: учащимся предлагается внимательно посмотрите видео ряд: [1] и [2] (только 1 и 2 пункты), и ответить письменно на вопросы.
Вопрос:
1.Что представляет собой график линейной функции?
2. Как рациональнее построить график линейной функции?
Инструктаж: для проверки правильности сделанных выводов (ответов на поставленные вопросы, учащимся необходимо обменяться с соседом тетрадями и сравнить правильность ответа по учебнику.
Диагностика: сравните правильность ответа с выводами, сделанными в учебнике. (Стр. 72., 1 и 2 абзац параграфа учебника «Алгебра 7» Под ред. С.А. Теляковского.)
Рефлексия: закончите предложение: я понял, что … .
4. Ввод нового материала.
Уровень понимать.
*краткое содержание элемента:: работая в паре учащиеся заполняют таблицу и строят в координатной плоскости график одной линейной функции.
Задание:выясните какой вид имеет график линейной функции, построив графики функции у = 0,5х + 2, у = 2х – 1, у = х + 1, у = 0,5х, у = 2х + 1, у = х – 1, у = 2 - 0,5х, у = 1 – х, у = 1 – 2х, у = 2х + 2, у = 2 – 2х, у = 5, х = 2.
*полученный результат: построены разнообразные графики линейной функции, заданной формулой.
5. Изучение нового материала.
Уровень применять.
*краткое содержание элемента: учащиеся в паре находят ответы на задания:
Задание: предложите способ, позволяющий более просто построить график линейной функции (прямую).
Задание: сравните графики функций у = 0,5х + 2, у = 2х – 1, у = х + 1, у = 0,5х, у = 2х + 1, у = х – 1, у = 2х + 2 и у = 2 - 0,5х, у = 1 – х, у = 1 – 2х, у = 2 – 2х и сделайте вывод.
Задание: сравните графики функций у = 0,5х + 2 и у = 0,5х сделайте вывод.
Задание: сравните графики функций у = 2х + 1, у = 2х + 2, и у = 2х - 1 и сделайте вывод.
Задание: сравните графики функций у = 0,5х + 2, у = 2 - 0,5х, у = 2х + 2 и у = 2 – 2х и сделайте вывод.
Задание: сравните графики функций у = 5 и х = 2 и сделайте вывод.
Оценивавшие в форме «Модельного ответа»:
Содержание критерия / Балл
1. Предложен и обоснован способ, позволяющий построить график линейной функции / 2
2. Предложен, но не обоснован способ, позволяющий построить график линейной функции / 1
3. Правильно сформулированы свойства линейной функции. При формулировки свойств использованы функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения) / 5
4. Правильно сформулированы свойства линейной функции, но при формулировки свойств не использованы функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения) / 3
5. Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше / 0
Максимальный балл / 7
Перевод баллов в оценку:
-7 баллов – оценка «5»;
-6 баллов – оценка «4»;
-5-4 балла – оценка «3»;
-менее 4 баллов – оценка «2».
*полученный результат: выявлены свойства линейной функции.
Уровень анализировать.
краткое содержание элемента: учащиеся, по построенным в парах графикам функций,анализируют и раскрывают особенности графика линейной функции, формулируя основные свойства графика линейной функции.
Полученный результат: четко сформулированы свойства линейной функции.
6. Подведение итогов урока.
Уровень оценивать.
1. Тест "Применение свойств функций при решении задач".
2. Рефлексия: Закончите предложение:
- сегодня на уроке я … ;
- больше всего на уроке мне понравилось ...;
- свой вклад в работу на уроке я оценю как ... .
Полученный результат: проведена рефлексия деятельности каждого учащегося на уроке.
Уровень создавать.
Домашнее задание: разработайте пособие, в котором предложены варианты расположения графиков линейной функции, когда один из числовых коэффициенты взять за параметр. Например, для функций у = ах + 1, у = х + а.
Полученный результат: создано пособие, в котором предложены варианты расположения графиков линейной функции, когда один из числовых коэффициенты взять за параметр.
Литература:
1.Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев и др; Под ред. С.А. Теляковского. – М.: «Просвещение», 2013г.
|