Класс: 7 класс.
Учебник: Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 кл.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока:
- систематизировать сведения об окружности и ее элементах, известные учащимся из курса математики предыдущих классов;
- уметь работать с текстом учебника по выделению главного, существенного;
- отработать навыки решения задач по данной теме;
- воспитывать познавательный интерес к предмету и самостоятельности в суждениях; воспитывать честность, умение работать в паре.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель. Вокруг нас огромное множество разнообразных предметов, и каждые из них можно сопоставить с одной или несколькими геометри-ческими фигурами. Сегодня на уроке мы систематизируем известные нам сведения о самой простой из кривых линий. Это одна из древнейших геометрических фигур. Философы древности придавали ей большое значение. Согласно Аристотелю, небесная материя, из которой состоят планеты и звезды, как самая совершенная, должна двигаться по самой совершенной линии. Сотни лет астрономы считали, что планеты двигаются по этой кривой линии. Это ошибочное мнение было опровергнуто лишь в XVII в. учением Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона.
Конечно, вы догадались, какую геометрическую фигуру мы будем изучать.
Ученики. Окружность.
Учитель. Запишем тему урока «Окружность»
- Актуализация знаний
Учитель. С окружностью и ее элементами мы знакомы из курса математики, поэтому вы можете самостоятельно повторить данную тему, прочитав § 21 учебника.
Умение выделить существенное в тексте и систематизировать полученные знания вам помогут следующие тесты (см. Приложение № 1):
I вариант: вам предлагается заполнить пропуски так, чтобы утверждения были верными.
II вариант: вам нужно соединить линиями соответствующие части высказываний.
После выполнения теста, обменяйтесь вариантами в паре, и оцените знания соседа.
Сообщение ученика «Значение термина «окружность» и ее элементов». (см. Приложение № 2)
- Закрепление изученного материала
- № 143 – решить устно.
- № 144 – решить задачу на доске и в тетрадях
- Самостоятельное применение знаний
3. № 147 – решаем самостоятельно по вариантам; двое учеников решают за доской.
- Подведение итогов урока
- Ответьте на вопрос № 16 стр. 50
- Устно решить задачи по готовым чертежам.
- Домашнее задание
П. 21, № 145, № 146
- Рефлексия
Учитель. Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
Если «Да» чертим окружность, если «Нет» - окружность с диаметром.
Литература:
- Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.
- Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. М.: Просвещение, 2003.
- Глейзер Г.И. История математики в школе VII – VIII кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1:
ТЕСТ I вариант
Заполните пропуски так, чтобы утверждения были верными:
- Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки, называется _________________.
- Отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности, называется ________________________________.
- Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется ___________________.
- Хорда, проходящая через центр окружности, называется ____________.
- Часть окружности, ограниченная двумя точками, называется __________________.
ТЕСТ II вариант
Соедините линями соответствующие части высказываний:
Диаметр окружности – это …
|
|
… геометрическая фигура, состоящая из всех точек, распо-ложенных на заданном расстоянии от данной точки.
|
Дуга окружности – это …
|
… отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности.
|
Окружность – это …
|
… хорда, проходящая через центр окружности.
|
Радиус окружности – это …
|
… отрезок, соединяющий две точки окружности.
|
Хорда окружности – это …
|
… часть окружности, ограничен-ная двумя точками.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2:
Сообщение «Значение термина «окружность» и ее элементов».
Для построения окружности используют специальный инструмент – циркуль. Слово «циркус» в переводе с латинского означает «круг».
Когда мы чертим окружность, на листе бумаги остается точка от иголки циркуля – центр окружности. Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет циркуль на листе бумаги.
Еще вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч» или может переводиться как «спица колеса». В древности не было этого термина. Евклид и другие ученики говорили просто «прямая из центра».
Термин «хорда» в переводе с греческого означает «струна». |