Пояснительная записка
Окружающий нас мир прекрасен своей сложностью и многообразностью. Интерес человека к какому-либо объекту может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван его красотой и гармонией форм. Форма, в основе построения которой лежит «золотое сечение», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.
Целое всегда состоит из частей; части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип «золотого сечения» – высшее проявление гармонии целого и его частей как в природе, так и в искусстве, науке и технике. Значит, понятие «золотое сечение» универсально, оно связывает многие науки.
В школьном курсе математики рассматривается понятие «золотого сечения», но не раскрыты возможности его широкого практического применения в различных областях человеческой деятельности. Понятие «золотое сечение» позволяет ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности, помогает понять, что законы математики взяты из самой природы и объясняют многие закономерности окружающего нас мира.
Цель состоит в том, чтобы сформировать представления школьников об исключительной роли гармонии в научном познании мира и в человеческом творчестве.
Задачи:
-
Обучающие: формирование умений и навыков самообразования; изучение окружающего мира с точки зрения математики;
-
Воспитательные: формирование у учащихся потребности не только воспринимать прекрасное, но и творить его;
-
Развивающие: выявление и развитие природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся; развитие навыков группового общения, исследовательской и проектной деятельности.
Программа «Мир гармонии» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и примерной программы внеурочной деятельности: начального и основного образования (Авт. – сост.: Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.В. – М.: Просвещение, 2011).
Программа «Мир гармонии» ориентирована на внеурочную деятельность обучающихся и организуется по научно-познавательному направлению в форме кружка. Программа применима для различных групп учеников, независимо от выбора их профиля в старшей школе и их будущей профессии, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников.
Программа «Мир гармонии» реализует внутрипредметные и межпредметные связи математики с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, музыкой, литературой, архитектурой, скульптурой. На занятиях кружка школьники, решая прикладные задачи и выполняя проектные работы, учатся применять знания на практике, убеждаясь в необходимости приобретения математических знаний каждым человеком, вне зависимости от сферы его деятельности.
Тематический план программы
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
В том числе
|
Форма
|
теория
|
практика
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
|
Познавательная беседа
|
2
|
«Золотое сечение» – гармоническая пропорция
|
2
|
1
|
1
|
Семинар
Практическая работа
|
3
|
Антропологические особенности строения человеческого тела
|
2
|
|
2
|
Практическая работа
Исследование
|
Симметрия растений и животных
|
4
|
1
|
3
|
Экскурсия на природу
Творческая работа
Фотовыставка
|
Леонардо Фибоначчи. Задача о кроликах
|
2
|
1
|
1
|
Проект
|
Симметрия неживой природы. Кристаллы
|
3
|
1
|
2
|
Исследование
Практическая работа
|
4
|
Пифагорейцы
|
1
|
|
1
|
Семинар
|
«Золотые» фигуры
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
«Золотое сечение» в архитектуре
|
2
|
|
2
|
Семинар
Фотовыставка
|
«Золотое сечение» в скульптуре
|
1
|
|
1
|
Виртуальная образовательная экскурсия
|
«Золотое сечение» в живописи
|
1
|
|
1
|
Экскурсия в музей
|
«Золотое сечение» и дизайн
|
2
|
|
2
|
Практическая работа
Выставка
|
Паркеты
|
2
|
1
|
1
|
Проект
|
Лабиринты
|
1
|
|
1
|
Деловая игра
|
5
|
Математические модели в художественной литературе
|
2
|
1
|
1
|
Исследование
|
Поэзия – математика слова. Омар Хайям – математик и поэт
|
1
|
|
1
|
Выступления
|
6
|
«Золотое сечение» в музыке
|
1
|
|
1
|
Виртуальная образовательная экскурсия
|
7
|
Творец гармонии – Леонардо да Винчи
|
2
|
|
2
|
Проект
|
8
|
Подготовка и проведение конференции по теме «Мир гармонии»
|
3
|
1
|
2
|
Индивидуальные консультации
Конференция
|
Итого:
|
34
|
8
|
26
|
|
|