Предмет: математика.
Класс: 5 (общеобразовательный).
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2013.
Место проведения: класс.
Форма проведения занятия: урок-игра.
Цель: выработать вычислительные навыки действий с десятичными дробями.
Задачи:
-
образовательные:
-
воспитательные:
-
вовлечь в активную деятельность всех обучающихся класса;
-
способствовать воспитанию у обучающихся любознательности и положительной мотивации к учению;
-
способствовать воспитанию коммуникативной культуры общения.
-
развивающие:
-
способствовать развитию аккуратности и внимательности;
-
способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления;
-
способствовать развитию навыков коллективной работы обучающихся в сочетании с самостоятельной.
Образовательные результаты:
- уметь четко и грамотно выражать свои мысли;
- уметь работать в коллективе и индивидуально.
- уметь обрабатывать полученную информацию;
- уметь воспроизводить правило;
- уметь контролировать и оценивать предлагаемые действия;
- уметь адекватно оценивать результаты своей деятельности.
- усвоить правила действий с десятичными дробями;
- уметь выполнять действия с десятичными дробями.
Тип урока: урок практического применения знаний и умений с дидактической игрой «Морской бой».
Технология: IT- технология.
Форма работы: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Морской бой».
Ход урока:
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы закрепим умение работать с десятичными дробями. Наш урок будет проходить в форме всем вам известной игры «Морской бой».
Правила игры «Морской бой»:
Цель игры – «потопить» все корабли, находящиеся на игровом поле.
Игровое поле представляет собой квадрат, состоящий из 10 строк и 10 столбцов. Строки обозначены буквами русского алфавита от А до К, а столбцы – арабскими цифрами от 1 до 10.
На игровом поле хаотично расположены корабли: четыре однопалубных, три двухпалубных, два трехпалубных и один четырехпалубный. На поле не допускается соприкосновение соседних кораблей углами.
В ходе игры ученик делает выстрел (указывает координаты на игровом поле). Если ученик промахнулся, то ему необходимо ответить на вопрос и возможность выстрела переходит к его соседу. Если ученик попадает в корабль, то классу необходимо решить задание. Тот ученик, кто первым справится с заданием, свое решение представляет у доски и будет выполнять следующий выстрел.
-
Игра «Морской бой»
Задания:
-
Выразите в тоннах 6 ц 15 кг.
-
Округлите число 9,078 до сотых.
-
Выразите в квадратных метрах 281 см2.
-
Сравните: 0,015 и 0,0015.
-
Решите уравнение: 3,4 – 9х = 1,6.
-
Решите уравнение: (х – 5,6) : 12 = 3,7.
-
Решите уравнение: (х + 2,1) × 4 = 15,2.
-
Решите уравнение: 8,1 : х – 0,7 = 0,3.
-
Решите уравнение: 4у + у = 2,25.
-
Решите уравнение: 9,4 – у × 2,5 = 3,85.
-
Вычислите: (2,7 · 2,38 – 2,55) : 6,8 + 1,03.
-
Вычислите: (78,57 + 76,87) : 29 – 0,27 × 1,8.
-
Вычислите: 15,81 : (24 – 23,66) + 0,12 : 7,5.
-
Вычислите: (3,7 – 8,6) · ( – 3,1) – 5,09.
-
Вычислите: 3,8 · (8,57 + 9,585 : 4,5) – 0,06.
-
Вычислите: (2,3 × 1,18 – 1,419) : 3,7 + 2,5.
-
В одной корзине было в 4 раза больше яблок, чем в другой. Сколько килограммов яблок было в каждой корзине, если их в двух корзинах вместе было 32,5 кг?
-
Первый пешеход идет вслед за вторым. Скорость первого пешехода 4,3 км/ч, а скорость второго 3,5 км/ч. Сейчас между ними 3,8 км. Какое расстояние было между ними 0,5 ч тому назад?
-
В аквариум, длина которого 0,75 м, ширина 0,4 м, высота 0,48 м, налита вода. Ее уровень не доходит до верхнего края аквариума на 0,08 м. Найдите объем воды в аквариуме.
-
Длина прямоугольника 7,8 см, а ширина в 3 раза меньше. Найдите периметр прямоугольника.
Вопросы:
-
Как обратить обыкновенную дробь в десятичную?
-
Как называется число, стоящее в записи десятичной дроби до запятой?
-
Как называется число, стоящее в записи десятичной дроби после запятой?
-
Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
-
Как сравнивают десятичные дроби по разрядам?
-
Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
-
Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.
-
Назовите первые три разряда после запятой в десятичных дробях.
-
Физкультминутка.
-
Сформулируйте правило округления чисел.
-
Как умножить десятичную дробь на 10?
-
Как умножить десятичную дробь на 100?
-
Как разделить десятичную дробь на 100?
-
Как разделить десятичную дробь на 10?
-
Как умножить десятичную дробь на 0,1?
-
Делением на какое число можно заменить умножение на 0,01?
-
Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.
-
Сформулируйте правило деления числа на десятичную дробь.
-
Как разделить десятичную дробь на 0,1?
-
Умножением на какое число можно заменить деление на 0,01?
-
Итог урока:
Подвести итоги урока и выставить оценки по результатам проделанной работы.
Литература:
1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др]. – М.: Мнемозина, 2013.
2. Дидактические материалы по математике для 5 класса./ Чесноков А.С., Нешков К.И. – М.: «Просвещение», 2011. |