Предмет: математика.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 5 общеобразовательный.
Тип урока: урок введения нового материала.
Цель: ввести определение среднего арифметического.
Задачи:
- дать определение понятию среднее арифметическое;
- формировать умение находить среднее арифметическое чисел.
- воспитывать у учащихся навыки сотрудничества.
- развивать логическое мышление;
- развивать кругозор учащихся.
Подготовка к уроку: составить таблицу сведений о возрасте, росте и весе каждого ученика класса.
№
|
Фамилия, имя
|
Возраст,
год
|
Рост,
см
|
Вес,
кг
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
Оборудование: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, микрокалькулятор на каждого ученика (или на парту), таблица сведений об учениках на каждую парту, компьютер с проектором, презентация к уроку, игра-презентация «Тема урока», тест-презентация «Среднее арифметическое», видео ролик «Физкультминутка».
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний с использованием игры-презентации «Тема урока» – 4 мин.
3. Введение нового материала. Работа с учебником – 15 мин.
4. Физкультминутка – 2 мин.
5. Первичное осознание нового материала. Работа в парах с использованием микрокалькуляторов – 10 мин.
6. Самопроверка знаний с использованием тест-презентации «Среднее арифметическое» – 8 мин.
7. Итог урока – 2 мин.
8. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проводит мотивационную беседу.
Учитель: Вы часто слышите по телевизору, читаете в газете такие слова: средняя зарплата трудящихся, средний размер пенсии, средний удой молока, средний урожай с 1 га и т. д. Какое слово повторяется в этих словосочетаниях?
Выясним его смысл.[2]
II. Актуализация опорных знаний. (Игра-презентация «Тема урока»).
Тема урока скрыта, чтобы ее узнать, необходимо решить устные упражнения. Если ответ ученика будет верным, то на месте ответа откроется часть темы урока.
Примечание: чтобы во время урока перейти на игру-презентацию «Тема урока», можно нажать на «Знак вопроса» (презентация к уроку, слайд 2).
III. Введение нового материала.
Примечание: работа в презентации к уроку происходить по щелчку мыши.
Работа с учебником.
Внимательно прочитать задачу № 1 и ее решение. Ответить на вопросы:
- Какой план решения задачи?
- Почему количество всех пирожков разделили на 3? (Презентация к уроку, слайд 3.)
Прочитать и запомнить определение среднего арифметического.
Составить план нахождения среднего арифметического нескольких чисел. (Презентация к уроку, слайд 4.)
Найти среднее арифметическое чисел от 1 до 9. (Презентация к уроку, слайд 5.)
№ 1497 (б, в), 1501. (Презентация к уроку, слайд 6.)
IV. Физкультминутка. «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.[3, с. 29]
Примечание: проводится показ видео ролика «Физкультминутка».
V. Первичное осознание нового материала. Работа в парах.
Составление портрета ученика 5 класса. На партах лежит таблица, в которой каждый ученик вписал свои данные о возрасте, росте и весе. (Презентация к уроку, слайд 7.)
Задание:
- с помощью микрокалькулятора вычислить средний возраст (в годах), средний рост (в сантиметрах) и средний вес (в килограммах) учеников класса;
- составить короткий рассказ об ученике 5 класса, используя полученные данные (устно).
VI. Самопроверка знаний. (Тест-презентация «Среднее арифметическое»)
Примечание: чтобы перейти на тест-презентацию «Среднее арифметическое», можно нажать на «Самопроверка знаний» (презентация к уроку, слайд 8).
Переход в тест-презентации «Среднее арифметическое» от слайда к слайду происходит по щелчку мыши. Текст на слайде появляется автоматически.
По количеству верно выполненных заданий учащиеся выставляют себе оценку в тетрадь.
VII. Итог урока.
Примечание: переход от вопроса к вопросу осуществляется по щелчку мыши. (Презентация к уроку, слайд 9).
Вопросы:
- Что нового узнали на уроке?
- Где применяется понятие «среднее арифметическое»?
VIII. Домашнее задание.
Примечание: творческое задание открывается по щелчку мыши. (Презентация к уроку, слайд 10).
П. 38 (до задачи 2), правило, № 1524, № 1532.
Творческое задание: измерить длину десяти своих шагов и найти среднюю длину шага. (№ 1525)
Список использованных источников:
1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др]. – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008г.
2. Математика. 5-6 классы: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010.
3. Кляпышева А.А. Сборник физических минуток для детей. http://pedsovet.su/load/244-1-0-10177. |