Предмет: математика.
Класс: 5 (общеобразовательный).
Место проведения: класс.
Форма проведения занятия: урок.
Время проведения занятия: 1 академический час (45 минут).
Номер урока в системе изучаемой темы: первый урок из пяти в данной теме.
Тип урока: отработки умений и рефлексии.
Цель: формирование умения умножать десятичные дроби.
Задачи:
• образовательные:
- умножать десятичные дроби столбиком;
- уметь умножать число на 0,1, 0,01 и т.д.;
- решать прикладные задачи, в решении которых используется умножение десятичных дробей.
• воспитательные:
- создать условия для воспитания коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- воспитывать ответственность за результат своей деятельности.
• развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать умение работать самостоятельно и в парах.
Учебные действия:
• Личностные УУД:
- осмысление и мотивация обучения;
- оценивание усваиваемого содержания;
- самооценка собственной учебной деятельности.
• Регулятивные УУД:
- самостоятельное определение целей своего обучения;
- самостоятельное планирование пути достижения целей;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция.
• Коммуникативные УУД:
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение работать в паре и в малой группе;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
• Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
- построение логической цепи рассуждений;
- формирование и развитие ИКТ – компетенции.
Планируемые образовательные результаты:
* Личностные:
- осмысление необходимости использования умножения десятичных дробей;
- умение работать индивидуально, в паре и в малой группе;
- умение адекватно оценивать понимание учебного материала;
- умение самооценивания.
* Метапредметные:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
- умение анализировать итоги своей деятельности и делать выводы;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
* Предметные:
• знать:
- правило умножения десятичных дробей;
- умножение число на 0,1, 0,01 и т.д.;
- формулы для нахождения площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда, формулу пути.
• уметь:
- умножать десятичные дроби столбиком;
- уметь умножать число на 0,1, 0,01 и т.д.;
- решать прикладные задачи, в решении которых используется умножение десятичных дробей.
Структура урока
Элемент урока
|
Краткое содержание элемента
|
Результат
|
Элемент 1.
Инициация, мотивирующее начало урока
|
Учитель приветствует обучающихся, мотивирует их к учебной деятельности, используя девиз к уроку и эвристический метод расшифровки слова "урок".
(Девиз: "Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные". Обучающимся предлагается сказать на каждую букву слова "урок" прилагательные, какими они будут на уроке.)
|
- обучающиеся с самого начала урока стали активными участниками образовательного процесса;
- обучающиеся настроены на успешную работу и мотивированы на учебную деятельность.
|
Элемент 2.
Вхождение в тему
|
Расшифровка темы урока через проверку правильности выполнения домашнего задания с использование интерактивной игры «Криптограмма", выполненной в форме презентации, составленной учителем.
|
- обучающиеся раскрыли тему урока через проверку правильности выполнения домашней работы;
- проведена самопроверка правильности выполнения домашней работы;
- обучающиеся сформулировали тему урока;
- обучающиеся поставили цели и задачи урока.
|
Элемент 3.
Формирование ожиданий и опасений обучающихся
|
1. Формирование и выяснение ожиданий и опасений обучающихся через прием АМО "Чемоданчик";
2. Вход в игровую ситуацию.
|
- обучающиеся спрогнозировали то, какие знания они приобретут;
- обучающиеся познакомились с игровой идеей урока (путешествие) и получили "Билет" на поезд (заполнили "Карту урока").
|
Элемент 4.
Актуализация знаний
|
Проверка готовности к путешествию через решение устных заданий выполненной в форме интерактивной презентации, составленной учителем.
|
- обучающиеся актуализировали ранее полученные знания по данной теме, необходимые им для успешной деятельности на уроке: вспомнят правила умножения десятичных дробей и умножение чисел на 0,1, 0,01 и т.д.;
- обучающиеся отработали умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
- подтверждение игровой ситуации: все обучающиеся готовы к путешествию и зашли в поезд.
|
Элемент 5.
Проработка содержания темы (парная форма работы)
|
Станция 1. "Вычисли"
Учитель. Итак, мы делаем первую остановку. Станция 1 "Вычисли". Перед Вами Математический диктант. Запишите в тетради "Математический диктант". Вы самостоятельно решаете столбиком пять примеров на умножение десятичных дробей, представленных на слайде. Для возможности быстрой проверки полученных Вами ответов столбики с примерами не забудьте пронумеровать.
Вы выполнили подсчеты?
Обменяйтесь тетрадями с соседями и возьмите карандаши. Используя ответы на слайде, проверьте вычисления у соседа. Если ответ верный ставим "+", если ответ неверный - зачеркиваем его и аккуратно пишем правильный ответ.
Итак, вы проверили работу. Оценим соседа. Если все примеры выполнены верно, то ставим оценку "5", за четыре верных ответа - оценка "4", за три - оценка "3". Кто правильно выполнил меньше трех примеров получает оценку "2". Оценку выставляем и в "Карту урока".
Рефлексия: поднимите руки, кто выполнил задание на оценку "5" - Вы, "Молодцы!", на оценку "4" - "Хорошо!", кто не справился с заданием - "Надеюсь, что в течение урока Вы свои ошибки запомните и не будете больше их выполнять".
|
- обучающиеся отработали умение выполнять умножение десятичных дробей столбиком;
- обучающиеся отработали умение работать индивидуально и в паре;
- обучающиеся отработали умение адекватно оценивать учебную деятельность.
|
Элемент 6.
Проработка содержания темы (индивидуальная (дифференцированная) форма работы)
|
Станция 2. «Реши задачу»
1. Обучающиеся выбирают и решают задачу исходя из собственного уровня освоения темы. Сличение правильности выполнения решения задачи осуществляется через комментирование решения с места и визуализации с использованием презентации, созданной учителем.
2. Работа с «Картой урока». Самооценивание правильности решения задачи.
|
- обучающиеся дифференциро-ванно прорешали прикладные задачи по данной теме, повторив формулы для нахождения площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда, тем самым осмыслили необходимость использования умножения десятичных дробей в жизни.
- обучающиеся отработали умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- обучающиеся отработали умение сотрудничать с учителем и сверстниками;
- обучающиеся осуществили самооценку своих знаний.
|
Элемент 7.
Физкультминутка
|
Станция 3. «Физкультминутка»
«Супер физкультминутка».
|
Обучающиеся сняли напряжение и получили эмоциональную разрядку
|
Элемент 8. Закрепление содержания темы (фронтальная форма работы)
|
Станция 4. «Распределительный закон умножения»
Обучающиеся с помощью игрового задания ЭОР отраба-тывают распределительный закон умножения.
|
- обучающиеся отработали распределительный закон умножения;
- обучающиеся расширили свой кругозор, узнав породу немецкой охотничьей собаки;
- обучающиеся умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
|
Элемент 9. Закрепление содержания темы (самостоятельная работа)
|
Станция 5. «Математический диктант»
1. Обучающиеся письменно самостоятельно решают примеры с использованием ЭОР «Математический диктант, 2 варианта».
2. Самопроверка с использованием ЭОР. Обучающиеся проверяют правильность выполнения примеров, выставляют себе оценку в «Карту урока».
|
- обучающиеся отработали умение выполнять умножение десятичных дробей столбиком;
- обучающиеся отработали умение работать индивидуально;
- обучающиеся отработали умение адекватно оценивать свою учебную деятельность.
|
Элемент 10. Рефлексия урока
|
Станция 6. «Самооценка»
1. Провести самооценку работы на уроке, подсчитав баллы по «Карте урока». Самооценивание – выставление оценок.
2. Провести самоанализ работы на уроке при помощи метода эвристических вопросов «Что? Кто? Когда? Зачем? Где? Чем? Как?», используя слайд презентации.
3. Выход из игровой ситуации.
|
|
Элемент 11.
Домашнее задание (дифференцированное)
|
1 уровень: № 1431 (вторые примеры), №1432 (д – з);
2 уровень: № 1431 (вторые примеры), №1432 (д – з), №1437 (а);
3 уровень: № 1431 (вторые примеры), №1432 (д – з), №1437(а), № 1403.
|
Список ресурсов:
Печатные источники:
- Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс. Учеб. для учащихся обеобразоват. учреждений. - М.:Мнемозина, 2013.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. - М. Просвещение, 2010.
Интернет ресурсы:
- Международный Институт Развития «ЭкоПро». Образовательный портал Мой университет, Образовательная технология новых стандартов АМО. - [Электрон. ресурс]. - URL: http://moi-universitet.ru/ru/ebooks/AmoBook/amobook/.
- Формы и методы эвристического обучения. - [Электрон. ресурс]. - URL: http://paidagogos.com/?p=124.
Список используемых ЭОР:
- Презентация к уроку, составленная учителем. - [Электрон. ресурс]. - URL: https://drive.google.com/file/d/0By65n8sY8-JoemhCQW1hWjNRQ3c/view?usp=sharing.
- Математический диктант, 1 вариант. - [Электрон. ресурс]. - URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf2d4002-7c24-4393-b752-865e5c036e8c/view/.
- "Супер физультминутка" от Дмитрия Тарасова. - [Электрон. ресурс]. - URL: http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd.
- Игровое задание "Распределительное свойство умножения". - [Электрон. ресурс]. - URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5373b790-3bb9-4688-87fc-9a18b59bbe56/view/.
- Математический диктант, 2 варианта. - [Электрон. ресурс]. - URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f739fec-779e-4557-b0c5-bfc8f6df1c38/view/.
|