Информатизация общества, а следовательно информатизация образования, сейчас претерпевает бурное развитие. Педагогический опыт показывает, что при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения, его доступность и развить информационную культуру всех участников образовательного процесса.
Опрос обучающихся, как одна из форм работы на уроке, используется на каждом уроке. В зависимости от цели урока опрос может быть запланирован на разных этапах урока. Интерактивные формы опроса на уроках математики выступают в роли помощников образовательного процесса.
Так, в младших классах при проверке домашнего задания можно на экран вынести ответы из номеров домашней работы. Например, задание: сопоставить ответ с номером домашнего задания.
На этапе актуализации знаний информационные технологии позволяют быстро, наглядно, ненавязчиво (в игровой форме) повторить уже известный материал.
Это может быть устный счет:
Вопросы к учащимся:
Повторение формул в игровом задании «Найдите соответствия»:
На уроках геометрии удобно работать с задачами на готовых чертежах, выведенных на слайд:
На этапе закрепления изучения нового материала удобно использовать интерактивные математические диктанты. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно ответить на вопросы заданий, а затем проверить правильность своего решения.
На уроках геометрии для закрепления доказательства теорем удачно применяется задание:
При практической деятельности учащихся на уроке вывод задания на слайд позволяет использовать меньше раздаточного материала.
Отдельно хочется выделить возможности использования интерактивных форм опроса при проверке знаний учащихся. Опросы можно проводить как фронтально, работая с целым классом, так и индивидуально, оценивая только знания одного ученика.
Например, на этапе подведения итогов урока учащимся можно предложить следующее задание: продолжи предложение.
Проведение интерактивного математического диктанта на 2 варианта, позволяет, работая со всем классом, быстро и объективно оценить каждого учащегося.
Использование информационных технологий позволяет проводить дифференцируемую проверку знаний:
На уроках математики удобно использовать интерактивные тесты:
Введение информационных технологий в образовательный процесс позволяет оценивать знания учащихся «on line». Например, http://mathege.ru/or/ege/StartTest?quizId=311.
Использование интерактивных тренажеров дает преподавателю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Использование интерактивных форм опроса на уроке позволяет выделить ряд достоинств:
- экономит время урока;
- способствует наглядности образовательного процесса;
- позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- повышает мотивацию к обучению;
- повышает вес самостоятельной работы учащихся;
- увеличивает осознанность усвоения знаний;
- увеличивает объем работы, выполненной на уроке;
- повышает оперативность и объективность контроля результатов обучения;
- позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях.
Одним из главных недостатков использование информационных технологий является не заменимость преподавателя, интерактивные программы лишь моделируют деятельность учителя. Отсюда возникает ряд проблем:
- снижается роль устной и письменной речи;
- появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация учащихся в обществе;
- при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем учащихся (например, ухудшается зрение);
- многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных форм обучения (презентация, интерактивный тест, интерактивный тренажер, авторская программа и т.п.).
Используемая литература:
-
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение», 2004.
-
Балаян Э.Н. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для VII-IX классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Математика. 6 класс: Поурочные планы (по учебнику Н.Я. Виленкина и др.) / Авт.-сост. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева – Волгоград: Учитель, 2003.
-
Открытый банк заданий по математике. Сайт: http://mathege.ru.
|