ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТ – КОНСУЛЬТАНТЫ
на основе программы Microsoft Office PowerPoint
Информационно-коммуникативные технологии играют важную роль в жизни современного общества. В образовании они открывают совершенно новые способы обучения и являются одним из инструментов обновления и модернизации образования. Сегодня информационная компетентность обучающих является не только одним из условий их успешной социализации в обществе, но и необходимостью для качественного освоения учебных предметов. Реализации этой цели способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности учителем всевозможных интерактивных тренажеров и интерактивных тест-консультантов.
В переводе с английского interactive – взаимодействие. Работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер, расширяет самостоятельную учебную работу за счёт использования активно-деятельностных форм обучения. Здесь, под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность в электронном тренажере (тест-консультанте), созданном с помощью программы презентаций Microsoft Office PowerPoint, обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров и т.п.
Самой доступной для преподавателя является программа для создания компьютерных презентаций Microsoft Office PowerPoint. Интерактивные электронные тест-консультанты, созданные с помощью программы презентаций Microsoft Office PowerPoint, сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося, облегчают процесс восприятия и запоминания информации. Применение интерактивного электронного тест-консультант становится особенно целесообразным, так как он предоставляет информацию в доступной и привлекательной для обучающегося форме, обычно в форме игры. Тем самым тест-консультант не только ускоряет запоминание учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Интерактивные электронные тест-консультант помогают дифференцировать учебный материал, включив в него переход к дополнительному материалу по изучаемому предмету. Иллюстративный и текстовый материал консультанта помогает акцентировать внимание обучающего на важнейших моментах изучаемой темы. Более того, презентация-консультант, созданная самим учителем, позволяет скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что помогает добиться максимального учебного эффекта.
При составлении интерактивного электронного тренажера (тест-консультанта) с помощью программы презентаций Microsoft Office PowerPoint преподавателю желательно придерживаться следующих этапов:
- Выбрать тему, которая обычно вызывает затруднения у большинства обучающихся, и выделить в ней то умение, которое должно быть отработано.
- Придумать игровой сюжет для интерактивного тест-консультанта с описанием работы с ним (инструкцией) для обучающегося.
- Разработать задания для интерактивного электронного тест-консультанта, чтобы обучающийся выполнял задания с использованием определенного правила, т.е. осознанно, а не механически выбирал правильный ответ. Хотя задания для теста составляются однотипными, но для обучающегося задания должны быть непредсказуемыми.
- Результатом прохождения интерактивного теста будет являться сумма набранных баллов и достижение (или не достижение) игровой цели. Количество набранных баллов можно соотнести с определенной оценкой, но можно просто дать обучающему необходимые рекомендации. При неуспешном прохождении интерактивного тест-консультанта предложить пройти тест еще раз, но только после повторного изучения соответствующей темы курса.
- Составить интерактивный тест-консультант таким образом, чтобы действия, которые будет выполнять обучающийся, не формировали у него неверных представлений. Исключить возможные ошибки, несколько раз апробировав тест-консультант.
- Указать источники материалов, используемые для создания тест-консультанта. Для распространения своего опыта разработать методическую поддержку (инструкцию) по работе с ресурсом для педагогов.
Например, структурой для подобного интерактивного электронного тест-консультанта в программе презентаций Microsoft Office PowerPoint может служить следующая схема (Рис. 1):
Рис. 1 Схема интерактивного тест-консультанта
Интерактивный электронный тест-консультант рассчитан на пять заданий (пять уровней синей пирамиды). Подбор заданий, количество правильных и неправильных ответов – это выбор учителя. Стрелками на данной схеме указаны переходы с помощью гиперссылок. В каждый слайд можно внедрить необходимые пояснения к заданиям, подсказки, включить ссылки на дополнительный материал из учебного пособия или сети Интернет.
Примером подобного интерактивного тест-консультанта по математике может служить Тест-консультант «Сумма углов треугольника» (Приложение 1).
Пояснительная записка.
Цель: отработать и выявить уровень знаний и умений на нахождение суммы углов треугольника.
Тест-консультант сделан с помощью средств Microsoft Office PowerPoint. Ограничений при использовании презентации нет.
Тест-консультант предназначен для учащихся 5-7 классов. Целесообразно его использование на этапе изучения или закрепления знаний по теме «Сумма углов треугольника» по математике в 5-6 классах и по геометрии в 7 классе.
Презентация представлена в форме интерактивного теста-консультанта, в основе которого лежит игровой замысел: сбор созревших яблок, ответил правильно – получи яблоко. Тест-консультант содержит 5 тестов с четырьмя вариантами ответов по теме «Сумма углов треугольника». При ошибке на слайде появляется правильный ответ, «кликнув» на свой ответ, обучающийся может увидеть причины ошибки (появится теорема и решение задания).
Для выхода из тренажера необходимо нажать клавишу «Esc».
Использовать тренажер лучше в режиме индивидуальной работы.
Шаблон тест-консультанта «Сумма углов треугольника» можно использовать для любого предмета (Приложение 2).
Так, для создания тест-консультанта по предложенному шаблону необходимо выбрать тему, создать 5 тестовых заданий с четырьмя ответами и заполнить ими соответствующие ячейки на слайде, придерживаясь схемы (см. Рис. 1). На первом слайде презентации необходимо вписать тему тест-контультанта. Второй слайд оставляем без изменений. Для безошибочной работы теста необходимо придерживаться следующей структуры правильных ответов: вопрос 1 – ответ 2, вопрос 2 – ответ 1, вопрос 3 – ответ 3, вопрос 4 – ответ 2, вопрос 5 – ответ 4. Подсказку, решение задания или правильный ответ вписываются в ячейку под слайдом. Подобный шаблон тест-консультанта целесообразно использовать для обучающихся с низкой мотивацией к обучению, а также для обучающихся классов коррекционной школы.
Конечно, тест-консультант на 10 вопросов будет по своей структуре подобен выше описанному. Например, тест-консультант по теме «Квадратные корни» (Приложение 3).
Пояснительная записка.
Цель: отработать и выявить уровень знаний и умений действий с квадратными корнями.
Тест-консультант сделан с помощью средств Microsoft Office PowerPoint. Ограничений при использовании презентации нет.
Тест-консультант предназначен для учащихся 8 класса. Целесообразно его использование на этапе закрепления знаний по теме «Квадратные корни». Задания полностью соответствуют формату ОГЭ по математике, поэтому можно предложить данный тест 9-классникам, в качестве подготовки к экзамену.
Презентация представлена в форме интерактивного теста-консультанта, в основе которого лежит игра «Собери грибы». Тест-консультант содержит 10 тестов с четырьмя вариантами ответов по теме «Квадратные корни». При ошибке на слайде появляется правильный ответ, «кликнув» на свой ответ, учащийся может увидеть причины ошибки (появится правило).
Система гиперссылок и триггеров делает тест интерактивным: ученик получает оценку, рекомендации, повторяет правила. Предложено 10 заданий. Оценку «5» получает тот, кто выполняет тест безошибочно. Оценка «4» ставится за 9 или 8 верных ответов. За 7 или 6, или 5 верных ответов ставится оценка «3». Если ученик делает четыре ошибки, он лишается права продолжать тест.
Для выхода из тренажера необходимо нажать клавишу «Esc».
Использовать тренажер лучше в режиме индивидуальной работы.
Интерактивные электронные тест-консультанты можно использовать на разных этапах урока, для самостоятельной работы вне урока (в качестве домашнего задания), для ликвидации пробелов в обучении, отработки навыков решения задач или теоретических основ изученной темы. Наиболее часто используемой и эффективной с точки зрения образовательного процесса является индивидуальная форма работы с тест-тренажером.
Самостоятельная работа обучающихся с интерактивными электронными тест-консультантом повышает их мотивацию к обучению и активность в процессе обучения. Позволяет обучающемуся работать в индивидуальном, комфортном для него темпе, тем самым снимает психологическое напряжение, а игровая основа тест-консультанта вносит положительную эмоциональную окраску. Для обучающегося такая работа создает ситуацию успеха, а учитель ненавязчиво достигает своей цели: заинтересовать и мотивировать обучающегося, освоить обязательный минимум по предмету и довести до автоматизма определенные навыки.
Итак, интерактивный электронный тест-консультант позволяет обучающемуся:
- устранять пробелы при изучении учебной дисциплины и закреплять полученные знания;
- самостоятельно подготавливаться к зачетной работе (контрольной работе, тестированию и т.п.);
- самостоятельно определять уровень подготовки и оценивать свои результаты;
- получать необходимые теоретические сведения, практические примеры и разъяснения к каждому тестовому заданию в процессе работы с тренажером;
- подготовиться к сдаче государственных экзаменов по предмету, используя варианты тренажеров, структура которых соответствует содержанию государственных образовательных стандартов.
Использование интерактивных тест-консультантов как одной из оригинальных образовательных технологий имеет ряд достоинств и недостатков. На мой взгляд, достоинствами использования интерактивных тест-консультантов в образовательном процессе является:
- реализация индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
- повышение мотивации к обучению и интереса к предмету;
- повышение веса самостоятельной работы обучающихся;
- увеличение осознанности усвоения знаний через целенаправленную тренировку в процессе многократного повторного решения заданий;
- повышение оперативности и объективности контроля результатов обучения;
- точность определения темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;
- осуществление деятельностного подхода в обучении;
- осуществление дистанционного обучения.
Одним из главных недостатков использования интерактивных тест-консультантов в образовательном процессе является не заменимость преподавателя. Интерактивные программы и социальные сервисы сети Интернет лишь моделируют деятельность учителя, отсюда возникает ряд проблем:
- снижается роль устной и письменной речи;
- появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация учащихся в обществе;
- при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем обучающихся (например, ухудшается зрение);
- многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных тест-консультантов.
Интерактивные электронные тест-консультанты являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических инструментов. Программа для создания компьютерных презентаций Microsoft Office PowerPoint позволяют создавать в интерактивном электронном тест-консультанте целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком и различными визуальными эффектами (рисунками, видео, анимацией и др.), включать в тест-консультант интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. Т.е. преподносить интерактивный электронный тест-консультант не только как диагностирующее средство, но и как средство обучения.
Источники:
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - [Электрон. ресурс]. - URL: http://window.edu.ru.
- Педагогическое тестирование. - [Электрон. ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org.
|