Одной из современных педагогических технологий, рассматривающих обучение не только как результат, а, прежде всего, как процесс, является адаптивная система обучения (АСО). АСО разработана и внедрена в учебный процесс Антониной Степановной Границкой. [1]
В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности обучающихся домашней самостоятельной работой. [1; 8]
АСО строится на новой модели организации обучения, в основе которой лежит изменение структуры урока и роли учителя в управлении учебным процессом. [1; 6]
Общая модель АСО:
Учитель обучает всех учащихся
|
Учитель работает индивидуально
|
Учащиеся работают самостоятельно
|
Модель процесса АСО у каждого учителя-предметника будет сформирована по-своему, но главное то, что после обучения всех начинаются два параллельных процесса: самостоятельная работа обучающих и индивидуальная работа учителя. Учитель во время самостоятельной работы обучающихся не просто их контролирует, а работает в это время с одним из обучающихся индивидуально. (За урок индивидуальную консультацию могут получить несколькими обучающихся.)
Урок, построенный по технологии АСО, основывается на нескольких принципах:
- теоретический материал дается укрупненными блоками;
- максимально используются средства наглядности;
- главный материал фиксируется в свернутом виде;
- разбираются типичные (ключевые) задания.
- статическая пара. Пара образуется по желанию самих обучающихся. Паре дается индивидуальное задание, которое они выполняют вместе. Каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять учебный материал. На уроках геометрии эффективно можно использовать при доказательстве теорем, например, обучающиеся доказывают теорему друг другу.
- вариационная пара. На уроках математики удобно использовать при закреплении нового материала. Причем, пару лучше сформировать из обучающихся с разным уровнем усвоения учебного материала. Один из них является консультантом у другого. Работая в такой паре, обучающиеся не только закрепляют учебный материал, но и взаимоконтролируют его понимание у друг друга.
- динамическая пара. Для работы объединяются обучающиеся, сидящие за соседними партами (работа в микрогруппе по 4 человека). Задания двум парам дается одинаковое, после выполнения каждой части задания обучающиеся обсуждают его с другой парой. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров. Работу в таких парах удобно использовать на обобщающих уроках математики, алгебры и на уроках решения задач по геометрии.
-
Дифференцированность обучения. В АСО применяются многоуровневые задания с адаптацией в трех уровнях: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. Объем и трудность заданий увеличивается от уровня к уровню. Первый уровень коррелирует с оценкой «3», второй – с оценкой «4», третий – с оценкой «5».

Обучающийся начинает работу с задания I уровня, а затем сам решает, стоит ли ему после выполнения минимального задания, гарантирующего получение оценки «3», переходить к выполнению задания следующего уровня. Время для выполнения заданий у всех обучающихся одинаковое, но каждый продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. [1; 13,14]
-
Управление учебным процессом осуществляется при помощи сетевого плана и графика индивидуальной работы с обучающимися. Сетевой план является моделью учебного процесса, который позволяет каждому обучающему видеть, что он должен выполнить за определенный срок (за неделю, за месяц, за четверть). График индивидуальной работы с обучающимися может быть использован для дифференцированного учета видов индивидуальной работы с обучающимся.
Наиболее удобным для уроков математики по технологии АСО является комбинированный урок, который включает в себя в качестве основных частей объяснение, инструктирование и совмещение индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся.
Структура комбинированного урока математики в условиях АСО может выглядеть следующим образом:
-
Организационный момент (1 мин.).
-
Взаимоконтроль (3 мин.) Может содержать самостоятельную устную работу обучающихся в паре как для актуализации знаний, так и для проверки домашнего задания.
-
Объяснение нового материала (10 мин.).
-
Объяснение домашнего задания (2 мин.).
-
Физкультминутка (2 мин.).
-
Самостоятельная работа в паре (10 мин.) для закрепления учебного материала.
-
Самостоятельная работа обучающихся с адаптивными заданиями (15 мин.).
-
Рефлексия (2 мин.).
Уроки математики по технологии АСО предполагают такие формы обучения, как: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные; методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, рефлексивный.
Главными достоинствами АСО в учебном процессе являются:
-
Создание условий для включения всех обучающийся в самостоятельную познавательную деятельность в соответствии с их индивидуальными особенностями.
-
Стимулирование усилий обучающихся в овладении ими знаниями через индивидуальное и коллективное обучение.
-
Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
-
Реализация многоканальной обратной связи: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-коллектив учащихся, ученик- коллектив учащихся.
-
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся.
-
Создание ситуации успеха для каждого обучающегося в образовательном процессе через дифференцированность (адаптированность) заданий.
-
Реализация деятельностного подхода в обучении и практической направленности обучении.
-
Контролируемость результатов всех видов деятельности обучающихся.
-
Формирование устойчивого интереса к предмету.
Естественно, с преобладающими достоинствами АСО в учебном процессе существуют и ряд недостатков АСО:
Переход к АСО в образовательном процессе не требует «полной ломки» постоянно совершенствующегося и модернизирующегося учебного процесса. АСО как технология, объединяющая особенности традиционного и инновационного обучения, позволяет создать условия для самостоятельного обучения в любое время, пользуясь адаптированными заданиями.
Литература:
1. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. |