Вторник, 16.04.2024, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS

БЛОКНОТ МАТЕМАТИКА

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научно-методическая деятельность

Статья "Адаптивная система обучения на уроках математики"
28.10.2014, 19:40

Одной из современных педагогических технологий, рассматривающих обучение не только как результат, а, прежде всего, как процесс, является адаптивная система обучения (АСО). АСО разработана и внедрена  в учебный процесс Антониной Степановной Границкой. [1]

В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности обучающихся домашней самостоятельной работой. [1; 8]

АСО строится на новой модели организации обучения, в основе которой лежит изменение структуры урока и роли учителя в управлении учебным процессом. [1; 6]

Общая модель АСО:

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

 

Модель процесса АСО у каждого учителя-предметника будет сформирована по-своему, но главное то, что после обучения всех начинаются два параллельных процесса: самостоятельная работа обучающих и индивидуальная работа учителя. Учитель во время самостоятельной работы обучающихся не просто их контролирует, а работает в это время с одним из обучающихся индивидуально. (За урок индивидуальную консультацию могут получить несколькими обучающихся.)

Урок, построенный по технологии АСО, основывается на нескольких принципах:

  • Объяснение нового материала не должно занимать более 10 минут урока и содержит ряд особенностей:

- теоретический материал дается укрупненными блоками;

- максимально используются средства наглядности;

- главный материал фиксируется в свернутом виде;

- разбираются типичные (ключевые) задания.

 

  • Активная самостоятельная деятельность обучающихся резко увеличивается до 30 минут. На данном этапе урока используются приемы устной самостоятельной работы обучающихся в паре (около 10 минут). На уроках по технологии АСО работа в парах при устной самостоятельной работе происходит по разным схемам:

- статическая пара. Пара образуется по желанию самих обучающихся. Паре дается индивидуальное задание, которое они выполняют вместе. Каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять учебный материал. На уроках геометрии эффективно можно использовать при доказательстве теорем, например, обучающиеся доказывают теорему друг другу.

- вариационная пара. На уроках математики удобно использовать при закреплении нового материала. Причем, пару лучше сформировать из обучающихся с разным уровнем усвоения учебного материала. Один из них является консультантом у другого. Работая в такой паре, обучающиеся  не только закрепляют учебный материал, но и взаимоконтролируют его понимание у друг друга.

- динамическая пара. Для работы объединяются обучающиеся, сидящие за соседними партами (работа в микрогруппе по 4 человека). Задания двум парам дается одинаковое, после выполнения каждой части задания обучающиеся обсуждают его с другой парой. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров. Работу в таких парах удобно использовать на обобщающих уроках математики, алгебры и на уроках решения задач по геометрии.

 

  • Осуществление полного контроля обучения по трем направлениям: контроль со стороны учителя, самоконтроль и  контроль со стороны одноклассника.

 

  • Дифференцированность обучения. В АСО применяются многоуровневые задания с адаптацией в трех уровнях: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. Объем и трудность заданий увеличивается от уровня к уровню. Первый уровень коррелирует с оценкой «3», второй – с оценкой «4», третий – с оценкой «5».

Обучающийся начинает работу с задания I уровня, а затем сам решает, стоит ли ему после выполнения минимального задания, гарантирующего получение оценки «3», переходить к выполнению задания следующего уровня. Время для выполнения заданий у всех обучающихся одинаковое, но каждый продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. [1; 13,14]

 

  • Управление учебным процессом осуществляется при помощи сетевого плана и графика индивидуальной работы с обучающимися. Сетевой план является моделью учебного процесса, который позволяет каждому обучающему видеть, что он должен выполнить за определенный срок (за неделю, за месяц, за четверть). График индивидуальной работы с обучающимися может быть использован для дифференцированного учета видов индивидуальной работы с обучающимся.

 

Наиболее удобным для уроков математики по технологии АСО является комбинированный урок, который включает в себя в качестве основных частей объяснение, инструктирование и совмещение индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся.

 

Структура комбинированного урока математики в условиях АСО может выглядеть следующим образом:

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Взаимоконтроль (3 мин.) Может содержать самостоятельную устную работу обучающихся в паре как для актуализации знаний, так и для проверки домашнего задания.

  3. Объяснение нового материала (10 мин.).

  4. Объяснение домашнего задания (2 мин.).

  5. Физкультминутка (2 мин.).

  6. Самостоятельная работа в паре (10 мин.) для закрепления учебного материала.

  7. Самостоятельная работа обучающихся с адаптивными заданиями (15 мин.).

  8. Рефлексия (2 мин.).

 

Уроки математики по технологии АСО предполагают такие формы обучения, как: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные; методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, рефлексивный.

 

Главными достоинствами АСО в учебном процессе являются:

  • Создание условий для включения всех обучающийся в самостоятельную познавательную деятельность в соответствии с их индивидуальными особенностями.

  • Стимулирование усилий обучающихся в овладении ими знаниями через индивидуальное и коллективное обучение.

  • Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

  • Реализация многоканальной обратной связи: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-коллектив учащихся, ученик- коллектив учащихся.

  • Развитие коммуникативных компетенций обучающихся.

  • Создание ситуации успеха для каждого обучающегося  в образовательном процессе через дифференцированность (адаптированность) заданий.

  • Реализация деятельностного подхода в обучении и практической направленности обучении.

  • Контролируемость результатов всех видов деятельности обучающихся.

  • Формирование устойчивого интереса к предмету.

 

Естественно, с преобладающими достоинствами АСО в учебном процессе существуют и ряд недостатков АСО:

  • Трудности с обеспечением учебного процесса материалами для самостоятельной адаптивной работы обучающихся.

  • Половина обучающихся в классе говорят одновременно.

 

Переход к АСО в образовательном процессе не требует «полной ломки» постоянно совершенствующегося и модернизирующегося учебного процесса. АСО как технология, объединяющая особенности традиционного и инновационного обучения, позволяет создать условия для самостоятельного обучения в любое время, пользуясь адаптированными заданиями.

 

Литература:

1. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

Категория: Научно-методическая деятельность | Добавил: Admin_Ulava
Просмотров: 3278 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вход на сайт
Категории раздела
Мои файлы [2]
Математика 5-6 класс [27]
Методические рекомендации
Алгебра 7-11 класс [39]
Методические рекомендации
Геометрия 7-11 класс [16]
Методические рекомендации
ГИА и ЕГЭ [4]
Методические рекомендации
Математические кружки, эл. курсы, факультативы [4]
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность [10]
Внеурочная деятельность
Творческие работы учащихся [0]
Внеурочная деятельность
Воспитательная система класса [0]
Классное руководство
Классные часы [5]
Классное руководство
Родительские собрания [0]
Классное руководство
Научно-методическая деятельность [15]
Портфолио
Внеурочные мероприятия [4]
Дистанционное обучение [0]
ВПР [5]
Методические рекомендации
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0