Понедельник, 23.10.2017, 05:23
Приветствую Вас Гость | RSS

БЛОКНОТ МАТЕМАТИКА

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научно-методическая деятельность

Статья "Электронный тренажер как средство обучения и контроля"
28.07.2014, 19:27

   Образовательные технологии направлены на обеспечение включенности каждого обучающегося в учебно-познавательную деятельность. При этом для формирования нового понятия или отработки алгоритма обучающийся должен выполнить определенный набор действий. Реализации этой цели способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности учителем всевозможных тренажеров. Нередко тренажерами называют оригинальную методику обучения, контроля и оценки знаний обучающихся, предлагающую обучающему набор заданий на заданную тему с контролем правильности их выполнения.

   Как одна из методик обучения, электронный тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

   Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Электронный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающего. Т.к. в основном тренажер представляет собой набор тестовых заданий, то по объективности, широте и скорости диагностирования он (тестирование) превосходит все остальные формы педагогического контроля.

   Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие электронные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.

   Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность у обучающегося.

   Актуальным становится использование интерактивных электронных тренажеров по разным темам учебных предметов, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Тренажеры применимы на уроках, когда важно не только систематизировать изученный материал, но и акцентировать внимание обучающихся на основных моментах изучаемой темы, необходимой для дальнейшего восприятия темы или подготовки к зачетной работе. Кроме того, визуальный ряд, используемые для создания электронного тренажера,  дополняет рисунки учебника, что повышает наглядность урока. Это делает электронный тренажер, как пособие, незаменимым не только при объяснении нового материла, но и помогает понять сложный учебный материал в случае самостоятельного его изучения обучающимся. Тренажеры можно использовать на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы обучающихся, для самостоятельной работы вне урока (в качестве домашнего задания), для ликвидации пробелов в обучении, отработки навыков решения задач или теоретических основ изученной темы.

   Самостоятельная работа обучающихся с электронными тренажерами повышает их мотивацию к обучению и активность в процессе обучения. Позволяет обучающему работать в индивидуальном, комфортном для него темпе, тем самым снимает психологическое напряжение, а игровая основа вносит положительную эмоциональную окраску в занятие. Для обучающегося такая работа создает ситуацию успеха, а учитель ненавязчиво достигает своей цели: заинтересовать и мотивировать обучающегося, освоить обязательный минимум по предмету и довести до автоматизма определенные навыки.

   Таким образом, одним из основных достоинств тренажеров является целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения заданий. Другим несомненным достоинством электронного тренажера является минимум временных затрат в совокупности с принципом объективной оценки результатов деятельности обучающегося в процессе работы с тренажером. Обучающийся видит результаты своей деятельности, исключающие субъективную оценку педагога или одноклассника.

   Итак, электронный тренажер позволяет обучающемуся:

  • устранять пробелы при изучении учебной дисциплины и закреплять полученные знания;

  • самостоятельно подготавливаться к зачетной работе (контрольной работе, тестированию и т.п.);

  • самостоятельно определять уровень подготовки и оценивать свои результаты;

  • получать необходимые теоретические сведения, практические примеры и разъяснения к каждому тестовому заданию в процессе работы с тренажером;

  • подготовиться к сдаче государственных экзаменов по предмету, используя варианты тренажеров, структура которых соответствует содержанию государственных образовательных стандартов.

   Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки и проведения урока является программа для создания компьютерных презентаций Power Point. Электронные тренажеры, созданные с помощью программы презентаций Power Point, сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося, облегчают процесс восприятия и запоминания информации. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для него виде, да еще в форме игры, вызывает интерес у обучающегося. В этом случае применение электронного тренажера становится особенно целесообразным, так как он предоставляет информацию в привлекательной для обучающегося форме. Тем самым тренажер не только ускоряет запоминание учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Электронные тренажеры помогают дифференцировать учебный материал, включив в тренажер переход к дополнительному материалу по изучаемому предмету. Это позволяет несколько расширить материал самостоятельно изучаемого параграфа учебника. А иллюстративный и текстовый материал тренажера помогает акцентировать внимание обучающего на важнейших моментах изучаемой темы. Более того, презентация-тренажер, созданная самим учителем, позволяет скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что помогает построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

   При составлении интерактивного электронного тренажера с помощью программы презентаций Power Point преподавателю желательно придерживаться следующих этапов:

  • Выбрать тему, которая обычно вызывает затруднения у большинства обучающихся,  и выделить в ней то умение, которое должно быть отработано.

  • Придумать игровой сюжет для тренажера с описанием работы с ним (инструкцией) для обучающегося.

  • Разработать задания для тренажера, чтобы обучающийся выполнял задания с использованием определенного правила, т.е. осознанно, а не механически выбирал правильный ответ. Хотя задания для тренажера составляются однотипными, но для обучающегося задания должны быть непредсказуемыми.

  • Результатом прохождения тренажера будет являться сумма набранных баллов и достижение (или не достижение) игровой цели. Количество набранных баллов можно соотнести с определенной оценкой, но можно просто дать обучающемуся необходимые рекомендации. При неуспешном прохождении тренажера предложить пройти тренажер еще раз, но только после повторного изучения соответствующей темы курса.

  • Составить тренажер таким образом, чтобы действия, которые будет выполнять обучающийся при работе с тренажером, не формировали у него неверных представлений. Исключить возможные ошибки, несколько раз апробировав тренажер.

  • Указать источники материалов, используемые для создания тренажера. Для распространения своего опыта разработать методическую поддержку (инструкцию) по работе с тренажером для педагогов.

   Например, структурой для подобного электронного тренажера в программе презентаций  Power Point  может служить следующая схема (Рис. 1):

Рис. 1

   Тренажер рассчитан на пять заданий (пять уровней синей пирамиды). Подбор заданий, количество правильных и неправильных ответов – это выбор учителя. Стрелками на данной схеме указаны переходы с помощью гиперссылок. В каждый слайд можно внедрить необходимые пояснения к заданиям, подсказки, включить ссылки на дополнительный материал из сети Интернет.

   Опросы обучающихся говорят о том, что они активно работают с интернет-тренажерами особенно для подготовки к государственным экзаменам, но традиционно так же остается использование для подготовки к зачетным заданиям тренажеров на печатной основе. Применение интернет-тренажеров представляет собой одну из форм дистанционного обучения, главной особенностью которой является расширение возможностей и роли самообразования и самоконтроля.

   В связи с компьютеризацией школ, оснащением учебных кабинетов интерактивными досками, системой «1 ученик – 1 компьютер», выходом во время учебного процесса в сеть Интернет все чаще у учителя и обучающихся появляется возможность применения тренажеров не в печатной форме, а в электронной. Электронные тренажеры являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических инструментов. Компьютерные программы позволяют создавать в тренажере целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком и различными визуальными эффектами (рисунками, видео, анимацией и др.), включать в тренажер интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. Т.е. преподносить электронный тренажер не только как диагностирующее средство, но и как средство обучения.

Категория: Научно-методическая деятельность | Добавил: Admin_Ulava
Просмотров: 2555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои файлы [2]
Математика 5-6 класс [25]
Методические рекомендации
Алгебра 7-11 класс [33]
Методические рекомендации
Геометрия 7-11 класс [15]
Методические рекомендации
ГИА и ЕГЭ [2]
Методические рекомендации
Математические кружки, эл. курсы, факультативы [4]
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность [10]
Внеурочная деятельность
Творческие работы учащихся [0]
Внеурочная деятельность
Воспитательная система класса [0]
Классное руководство
Классные часы [5]
Классное руководство
Родительские собрания [0]
Классное руководство
Научно-методическая деятельность [14]
Портфолио
Внеурочные мероприятия [4]
Дистанционное обучение [0]
Вход на сайт
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0