Использование нестандартных уроков помогает решить многие проблемы, встающие в современном образовательном процессе как перед учителем, так и перед обучающимися.
Для обучающихся:
-
Нестандартные уроки позволяют разнообразить учебную деятельность обучающихся.
-
Нестандартные уроки способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
-
Нестандартные уроки способствуют повышению интеллектуальной деятельности обучающихся: развивают мышление, логику, учат обучающихся рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
-
Нестандартные уроки раскрывают творческую активность обучающихся. Обучающийся может проявить себя с неизвестной стороны.
-
Нестандартные уроки обеспечивают включение обучающихся в активную деятельность на протяжении всего занятия.
-
Нестандартные уроки повышают интерес к изучаемому предмету.
-
Нестандартные уроки снимают напряжение.
-
Нестандартные уроки способствуют развитию коммуникативных навыков общения.
-
Нестандартные уроки помогают адаптироваться в коллективе и обществе.
Таким образом, нестандартные уроки не только способствуют формированию у обучающихся более прочных и глубоких знаний, но и способствуют становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям.
Для учителя:
-
Нестандартные уроки позволяют значительно расширить поле деятельности, отойдя от строгих рамок урок.
-
Нестандартные уроки позволяют учителю удовлетворить потребности обучающихся в развитии их интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
-
Нестандартные уроки позволяют педагогически целесообразно («скрыто») дифференцировать обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
-
Нестандартные уроки позволяют использовать оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
-
Нестандартные уроки позволяют организовывать межпредметные связи.
-
Нестандартные уроки позволяют осуществить связь изучаемого предмета с жизнью.
-
Нестандартные уроки позволяют реализовать учителю свой творческий потенциал.
Нестандартные уроки имеют главную цель активизировать и удержать интерес обучающихся к учебному процессу. Анализ педагогической литературы позволил И.П. Подласову выделить несколько типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий: [1]
-
Уроки – «погружения»
-
Уроки – деловые игры
-
Уроки – пресс – конференции
-
Уроки – соревнования
-
Уроки типа КВН
-
Театрализованные уроки
-
Уроки – консультации
-
Компьютерные уроки
-
Уроки с групповыми формами работы
-
Уроки взаимообучения учащихся
-
Уроки творчества
-
Уроки аукционы
-
Уроки, которые ведут учащиеся
-
Уроки – зачеты
-
Уроки – сомнения
-
Уроки – творческие отчеты
-
Уроки – формулы
-
Уроки – конкурсы
-
Бинарные уроки
-
Уроки – обобщения
-
Уроки – фантазии
-
Уроки – игры
-
Уроки – «суды»
-
Уроки поиска истины
-
Уроки – лекции «Парадоксы»
-
Уроки – концерты
-
Уроки – диалоги
-
Уроки – «Следствие ведут знатоки»
-
Уроки – ролевые игры
-
Уроки – конференции
-
Уроки – семинары
-
Интегральные уроки
-
Уроки – «Круговая тренировка»
-
Межпредметные уроки – интегрированные уроки
-
Уроки – экскурсии
-
Уроки игры “Поле чудес”
При подготовке и проведении нестандартных уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при определенных условиях:
-
умелое сочетание учителем нестандартных и традиционных уроков в учебном процессе;
-
систематическое включение нестандартных уроков в учебный процесс;
-
понимание учителем целесообразности применения отобранного дидактического материала для проведения нестандартного урока.
Конечно, нестандартные уроки необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Нестандартных уроков достаточно много, и каждый требует отдельного рассмотрения. Но при подготовке и проведении нестандартного урока учителю необходимо следовать главному принципу: «Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом»!
Литература:
1. И.П. Подласый. Педагогика. В 2-х т. – М.:ВЛАДОС, 1999. |