Предмет: математика.
Класс: 6 класс
Цель: выработать умение применять вычислительные навыки по теме «Отношения и пропорции» и способствовать развитию интереса к мировой художественной культуре.
Задачи:
- образовательные:
- закрепить умение в нахождении отношений двух величин;
- рассмотреть практическое применение отношений и пропорции в мировой художественной культуре и в жизни.
- воспитательные:
- формировать у учащихся основные мировоззренческие идеи, основанные на принципе гармонии и «золотого сечения»;
- способствовать нравственному и эстетическому воспитанию на основе примеров из мировой художественной культуры и результатов собственных исследований;
- воспитывать у учащихся любознательность;
- вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса.
- развивающие:
- развивать познавательный интерес и логическое мышление;
- развивать навыки исследовательской работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать и делать выводы.
Тип урока: урок практического применения знаний и умений с элементами исследования.
Подготовительный этап урока: к уроку каждому ученику знать размеры своего тело:
- рост;
- расстояние от макушки головы до уровня плеча;
- расстояние от ступней до точки пупа;
- расстояние от ступней до коленей.
Оборудование: презентация к уроку, учебник, линейка для каждого ученика, карточка с индивидуальным заданием, произведение Моцарта Соната № 11 - III часть в исполнении С. Рахманинова, дополнительная литература, подставка для книг.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цели урока.
- Активизация ранее изученного материала
1. Учитель показывает видеоряд.
Что связывает эти разные объекты мировой культуры?
2. Вычислить. Заполнить таблицу буквами, учитывая найденные ответы.
Многие шедевры мировой художественной культуры выдержаны в определенной пропорции. Эту уникальная пропорцию называют “формулой красоты”. К ней применяют эпитеты “золотая”, “божественная”, “золотое сечение”, последний эпитет наиболее распространен. Понятие “золотое сечение” ввел Леонардо да Винчи. Известно из дошедшей до нас древней литературе, что впервые упоминание о “золотом сечении” встречается в трудах Евклида “Начала” (около. 300 до н. э.). О “золотом сечении” знали еще в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть “золотого сечения”.
- Работа с учебником
Прочитать текст учебника стр. 145 – 146 «Золотое сечение». На полях учебника пометить, что знаю, знаком «+», новую информацию – « – », желаемое узнать из дополнительных источников – «!». Провести обсуждение полученных результатов.
Обзор литературы, из которой можно почерпнуть интересную информацию о «золотой пропорции»:
- Васютинский Н. Золотая пропорция. – М.: Молодая гвардия, 1990 г.
- Волошинов А. В. “Математика и искусство”. – “Просвещение”, 2005 г.
- Конкурс «Мисс Гармония класса» и «Мистер Идеал класса»
Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с отношением золотого сечения, то тело человека считается идеально сложенным.
Самостоятельная работа.
Провести исследование, воспользовавшись измерениями своего тела. Заполнить таблицу:
№
|
Измеряемое расстояние
|
Отношение
|
Показатель
|
1
|
Расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы
|
|
|
2
|
Расстояние от макушки головы до ступней и точкой пупа
|
|
|
3
|
Расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы
|
|
|
4
|
Расстояние от пупа до коленей и от коленей до ступней
|
|
|
По результатам исследования выбрать «Мисс Гармонию класса» и «Мистера Идеала класса».
- Физкультминутка
Сесть поудобнее. Закрыть глаза.
(Звучит произведение Моцарта Соната № 11 - III часть в исполнении С. Рахманинова.)
В музыкальных произведениях Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Скрябина присутствует «золотая пропорция». В композиции мелодий кульминационный взлет не только произведения в целом, но и его отдельных частей приходится на «точку деления» произведения в отношении золотого сечения. Такое расположение кульминационных моментов музыкальной композиции придает ей художественную выразительность и эстетическую эмоциональность.
- Практическое применение знаний.
Задание: выполнить необходимые измерения, составить отношение, сделать вывод.
1. «Мисс Гармония класса» у доски исследует растение, устанавливает расположение листьев на общем стебле растения. Рисунок растения в учебнике стр. 146.
2. «Мистер Идеал класса» у доски проводит исследование стихотворения А.С. Пушкина (карточка).
3. Учащиеся в парах проводят исследование учебника математики и тетради.
- Итог урока (обобщающая беседа):
Ответить на вопросы:
1. Что называют отношением двух чисел?
2. Назовите самое известное отношение, которое подчинено законам гармонии и красоты? Дайте определение этому отношению.
3. Кому приписывают авторство понятия «золотая пропорция»?
4.Приведите примеры применения золотого сечения в жизни и в мировой художественной культуре.
5. Можно ли считать понятие «золотое сечение» только математическим? Обоснуйте свое мнение.
- Домашнее задание
Выполнить исследовательскую работу по теме «Золотая пропорция». Объект для исследования выбрать самостоятельно, исходя из своих интересов.
- Рефлексия
Учащиеся по цепочке продолжают фразу: «На уроке меня заинтересовало …».
Литература:
- Математика 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др]. – М.: Мнемозина, 2013г.
- Васютинский Н. Золотая пропорция. – М.: Молодая гвардия, 1990 г.
- Волошинов А. В. “Математика и искусство”. – “Просвещение”, 2005 г.
- Лакоцетина Т.П. и др. Современный урок. Часть 4. – «Учитель», 2007 г.
- Википедия. http://senar.ru/records/?play=Mozart_Sonate-11
Приложение 1.
Карточка
«Сапожник»
Картину раз рассматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво …
А эта грудь не слишком ли нага?..»
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
А.С. Пушкин
Примечание: Апеллес – древнегреческий живописец (370 – 306 гг. до н.э.), друг Александра Великого.
Подсказка: в притче «Сапожник» 13 строк. Здесь отчетливо выделяются две части: первая в … строк и вторая (мораль притчи) в … строк. |