Предмет: математика.
Класс: 6 класс (общеобразовательный).
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Тип урока: урок-практикум.
Цель урока: выработать умение решать линейные уравнения.
Задачи:
- образовательные:
- сформировать умения решать линейные уравнения;
- воспитательные:
- вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
- воспитывать умение работать в парах;
- развивающие:
- развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Оборудование: тетрадь, письменные принадлежности, историческая справка, карточка с набором уравнений для каждого учащегося.
Ход урока:
- Организационный момент – 1 мин.
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку.
- Актуализация знаний учащихся (устная работа) – 5 мин.
Учитель. Расшифруйте тему урока, заполнив таблицу буквами, учитывая найденные ответы при решении уравнений:
- Практическое применение знаний – 10 мин.
Учитель. Уже в глубокой древности умели по условиям задачи составлять уравнения и решать некоторые из них. Правда, они еще не знали буквенных обозначений величин и не могли составлять буквенных формул.
- Откуда мы это знаем?
Из древних папирусов и глиняных табличек. Клинописные математические тексты Др. Вавилонии и Ассирии охватывают период с начала II тыс. до н. э. и до начала н. э. Они написаны клинописью на глиняных пластинках. Среди них имеются и математические таблицы: таблицы умножения, таблицы обратных величин, служащие для замены деления умножением, таблицы квадратов и кубов и др. и специальные математические тексты, содержащие задачи с решениями.
Наиболее известными математическими папирусами являются папирус Ринда, находящийся в Британском музее (Лондон), и Московский папирус, хранящийся в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). Они представляют собой собрание решений задач, имеющих прикладной характер; эти задачи относятся к действиям с дробями, определению площади прямоугольника, треугольника и круга, объёма прямоугольного параллелепипеда; имеются также арифметические задачи на составление пропорции, определение соотношений между количеством зерна и получающегося из него хлеба или пива и т. д. Однако для решения этих задач не даётся никаких общих правил, не говоря уже о попытках каких-нибудь теоретических обобщений.[1]
- Как бы вы назвали эти записи? (Линейными уравнениями с одним неизвестным.)
- Какими правилами пользуются при решении линейных уравнений?
- Давайте решим уравнения.Возникновение алгебры зародилось в результате поиска общих приёмов для решения однотипных арифметических задач. Приёмы эти заключаются обычно в составлении и решении уравнений, поэтому алгебра зародилась, как искусство решать уравнения.
- Физкультминутка – 1 мин.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить на них ладони. Отдых 10 – 15 с.
- Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15 с.
- Открыть глаза.
- Практическое применение знаний (продолжение) – 25 мин.
Учитель. Все уравнения связаны между собой так, что корень любого из уравнений есть номер следующего уравнения, которое нужно решить.
Старт: – 8х = 24.
1) 3х + 15 = 0;
2) – 8 + 2х = 6х – 4;
3) 7х – 4 = х – 16;
4) – 5х + (7 – 3х) = – 9;
5) – 1 – (3 – 9х) = 5;
6) (1 + 7х) – (6х + 3) = 5;
7) 2 = (3х – 5) – (1 + 4х);
8) – 2(2х – 1) = (2 – х) + 9;
9) (– 3х + 4) – (2х – 3) + (5 – 5х) = 12 + 7х.
Учащиеся обмениваются тетрадями, сверяют правильность решения уравнений и выставляют соседу оценку.
Ключ: 1→ 4 → 7 → 2 → 5 → 6 → 3 → 8 → 9.
Решено 9 уравнений – оценка «5», решено 7,8 уравнений – оценка «4», решено 5,6 уравнений – оценка «3», решено меньше 5 уравнений – оценка «2».
- Итог урока – 2 мин.
- Выставление оценок за работу на уроке. (Можно по желанию учащегося.)
- Рефлексия. Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке …».
- Домашнее задание – 1 мин.
Познакомиться с исторической справкой, стр. 235. Решить уравнения, в которых были допущены ошибки.
1 уровень: № 1342 (а – д).
2 уровень: № 1342 (а – д), № 1344.
Творческое задание: сочинить сказку «Как появилась алгебра».
Список литературы:
- Чистяков В. Д. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе. Минск, 1969.
- Математика 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др]. – М.: Мнемозина, 2012.
|