Организация режима дня школьника
(советы родителям)
Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.
Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии.
Совсем не обязательно, чтобы режим дня Вашего ребенка минута в минуту укладывался в рамки режима, рекомендованного в какой-то статье или книжке.
Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.
Конечно, самый значимый вопрос «Когда ребенку садится за уроки?». Вопрос этот не простой. Ведь как часто получается, многие школьники после школы долго «раскачиваются»: обед длится часами, плавно перетекая в ужин, при этом ребенок играет в компьютерные игры, смотрит телевизор, разговаривает по телефону. Так же неограниченно бывает и прогулка, которая заканчивается лишь по Вашему требованию. Мозг ребенка к этому моменту утомлен, запоминается все с трудом.
Вы понимаете, что нельзя идти в школу с невыученными уроками, и заставляете ребенка выполнять домашнее задание. Но в этом случае все против Вашего ребенка: он утомлен, его все отвлекает, а кроме того, мысль, что надо спешить, уже поздно, а он не успевает, огорчает и его и от этого работоспособность ребенка еще более ухудшается. Ребенок делает усилия, заставляет себя читать один тот же текст по нескольку раз, а результат ничтожен.
А если такой распорядок у вашего ребенка ежедневно, то изо дня в день увеличивается усталость, ухудшается настроение, а успехов в школе все меньше и меньше.
В этой таблице приведены гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах).
Класс
|
Домашнее задание
|
Прогулка
|
Внеклассные и внешкольные занятия
|
Просмотр телепередач
|
Ночной сон
|
I
|
До 1 часа (со II полугодия)
|
4 часа
|
0,5-1 час
|
0,5 часа
|
11,0-10,5 часов
|
II
|
До 1,5 часов
|
3,5 часа
|
1-2 часа
|
1 час
|
11,0-10,5 часов
|
III
|
до 2 часов
|
3,5 часа
|
1-2 часа
|
1,5 часа
|
11,0-10,5 часов
|
IV
|
до 2 часов
|
3,5 часа
|
1-2 часа
|
1,5 часа
|
10,5 часов
|
V
|
до 2,5 часов
|
3 часа
|
1-2 часа
|
1,5 часа
|
10,5 часов
|
VI
|
до 2,5 часов
|
2,5 часа
|
1-2 часа
|
1,5 часа
|
10,0 часов
|
VII
|
до 3 часов
|
2,5 часа
|
1-3 часа
|
2,5 часа
|
9,5 часов
|
VIII
|
до 3 часов
|
2,5 часа
|
1-3 часа
|
2,5 часа
|
9,5 часов
|
IX
|
до 4 часов
|
2,5 часа
|
1-3 часа
|
2,5 часа
|
9,0 часов
|
X-XI
|
до 4 часов
|
2,5 часа
|
1-3 часа
|
2,5 часа
|
9,0-8,5 часов
|
Выделите время и вместе с Вашим ребенком критически оцените организацию режима его дня. Вместе с ребенком составьте правильный режим дня, который будет для него удобен. Для этого необходимо помнить, что все основные элементы режима выполнялись строго в одно и то же время.
Для правильной организации режима дня можно воспользоваться примерным распорядком дня школьника, обучающегося в первую и во вторую смену. Составлены эти распорядки с учетом изменения состояния организма в течении дня. Эти распорядки дня можно использовать как ориентир, в какое время лучше садится за уроки, идти гулять, отдыхать.
Примерный распорядок дня для школьников,
которые учатся в первую смену
Пробуждение
|
7.00
|
Зарядка, туалет
|
7.00 – 7.30
|
Завтрак
|
7.30 – 7.50
|
Дорога в школу
|
7.50 – 8.20
|
Занятия в школе
|
8.30 – 14.30
|
Дорога из школы домой
|
14.30 – 15.00
|
Обед
|
15.00 – 15.30
|
Прогулка на воздухе
|
15.30 – 17.00
|
Приготовление домашнего задания
|
17.00 – 20.00
|
Ужин, свободные занятия
|
20.00 – 21.30
|
Приготовление ко сну
|
21.30 – 22.00
|
Сон
|
22.00 – 7.00
|
Примерный распорядок дня для школьников,
которые учатся во вторую смену
Пробуждение
|
7.30
|
Зарядка, туалет
|
7.00 – 8.00
|
Завтрак
|
8.00 – 8.30
|
Приготовление уроков
|
8.30 – 11.30
|
Прогулка на воздухе
|
11.30 – 12.30
|
Обед
|
12.30 – 13.00
|
Дорога в школу
|
13.00 – 13.20
|
Занятия в школе
|
13.30 – 18.30
|
Дорога из школы домой
|
18.30 – 19.00
|
Ужин, прогулка, свободные занятия
|
19.00 – 22.00
|
Приготовление ко сну
|
22.00 – 22.30
|
Сон
|
22.30 – 7.30
|
Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно. Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.
Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно. Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности. Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.
Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития — волевых усилий родителей и других близких людей.
Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.
Источники:
1. Нетопина С. А. Школьникам об учебе и отдыхе. – М.: «Просвещение», 1983.
2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: «Просвещение», 1997.
|