Понедельник, 25.11.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS

БЛОКНОТ МАТЕМАТИКА

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научно-методическая деятельность

Статья "Дидактические игры на уроках математики"
08.06.2014, 13:09

Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности обучающихся являются дидактические игры, разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Ведь центральной деятельностью ребенка во все времена  и у всех народов является игра. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Достоинством игровых технологий является то, что на ряду с обучающей и развивающей функциями она реализует функцию воспитания, снимает напряжённость, страх, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Обращение педагогов к игровым технологиям позволило выделить основные структурные компоненты дидактических игр (по В.Г. Коваленко)[1]:

  • Игровой замысел. Выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе.

  • Правила. Каждая игра имеет свои правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры.

  • Игровые действия. Они регламентируются правилами игры.

  • Познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и приобретении компетенций, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

  • Оборудование. То, что необходимо для проведения игры и создания игровой атмосферы.

  • Результат. Придает игре законченность. Для ученика выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает им моральное и умственное удовлетворение. Для учителя является показателем уровня достижений (знаний) учащихся.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Исходя из этого, применять игровые технологии на уроках математики необходимо как только возникает такая возможность. Всегда удачно проходят уроки с применением игровых технологий. Ведь, игру можно включить как отдельным этапом урока, так и полностью весь урок выстроить в форме игры.

 Наиболее удачными в этом отношении являются повторительно-обобщающие уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц. Такие уроки позволяют включиться ученику в различные виды деятельности  и примерить на себе различные роли. Важно, что на повторительно-обобщающих уроках в форме игры у обучающегося восстанавливаются и корректируются полученные знания, предупреждается забывание без большого умственного и нервно-психического напряжения.

Например, на уроках математики мы «играем»:

Удачно проходят уроки математики с применением игры только на отдельном этапе урока. Так, игра «Светофор» , «Аукцион уравнений» (см. Приложение), «Собери пазл» удобно использовать при коррекции и проверки знаний обучающихся.

 

Литература:

1.     Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: «Просвещение», 1990.

2.     Математика. Игровые уроки. 5 - 9 классы / Авт. - сост. О.В. Бощенко. - Волгоград: "Учитель", 2004.

 

Приложение

"Аукцион уравнений"

Пример карточки по теме "Решение линейных уравнений с одной переменной". Все уравнения связаны между собой так, что корень любого из уравнений есть начало уравнения, которое нужно решить следующим. 

Категория: Научно-методическая деятельность | Добавил: Admin_Ulava
Просмотров: 1959 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вход на сайт
Категории раздела
Мои файлы [2]
Математика 5-6 класс [27]
Методические рекомендации
Алгебра 7-11 класс [41]
Методические рекомендации
Геометрия 7-11 класс [16]
Методические рекомендации
ГИА и ЕГЭ [6]
Методические рекомендации
Математические кружки, эл. курсы, факультативы [4]
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность [10]
Внеурочная деятельность
Творческие работы учащихся [0]
Внеурочная деятельность
Воспитательная система класса [0]
Классное руководство
Классные часы [5]
Классное руководство
Родительские собрания [0]
Классное руководство
Научно-методическая деятельность [15]
Портфолио
Внеурочные мероприятия [4]
Дистанционное обучение [0]
ВПР [8]
Методические рекомендации
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0