ЭОР как инструмент в руках учителя дает ему массу дополнительных возможностей для различных подходов к обучению.
Во-первых, создание и ведение различной документации (тематическое планирование, отчеты, конспекты уроков, электронные дневники, электронные журналы и т.п.).
Во-вторых, учитель может создать и размножить необходимый дидактический материал. Отдельно хочется упомянуть о создание интерактивных тестов, позволяющих оперативно и объективно оценить обучающихся, определить пробелы в их знаниях. Например, на уроках математики я применяю следующие «Интерактивные способы опроса» учащихся.
В-третьих, у учителя появилась возможность интерактивной подачи материала, используя пару компьютер-проектор или интерактивную доску. Все чаще учитель, работает в классе, где у каждого обучающегося есть компьютер.
Одной из самых распространенных возможностей подачи материала является применение презентаций, созданных в среде PowerPoint. Презентация может быть использована на протяжении всего урока или на отдельных его этапах. В качестве примера, приведу урок математики в 5 классе по введению темы «Среднее арифметическое».
Хочется отметить, что для учителя математики возможность вставлять в презентацию любые объекты (графики, таблицы, рисунки, диаграммы и др.) делает урок особенно привлекательным, а материал более запоминающимся.
С возможностью использования ЭОР в образовательном процессе увеличилась возможность проведения на уроке разнообразных дидактических игр. Так, на уроках математики мы играем, например, в «Крестики-нолики» и в «Морской бой».
Так же, можно воспользоваться готовыми программными продуктами. Например, «Уроки по алгебре и геометрии Кирилла и Мефодия» облегчают работу учителя. В них весь изучаемый материал разбит на уроки. Диски можно использовать в качестве электронного учебника, так как в них излагаются основные факты, даются необходимые определения и доказываются теоремы. Мультимедийные объекты и анимация делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Каждая тема содержит контрольные вопросы и тесты, позволяющие выяснить уровень понимания изученного материала.
К тому же, у учителей есть возможность использовать готовые ЭОР, опубликованные в сети Интернет на сайтах:
В-четверых, использование ЭОР сети Интернет открывает широкие возможности для личностного роста учителя:
- поиск разнообразной информации;
- дистанционное обучение;
- участие в конкурсах, конференциях;
- общение с широким кругом коллег, консультирование по различным вопросам и распространение своего опыта.
В заключении хочу выделить ряд достоинств и недостатков использования ЭОР в образовательном процессе. Достоинства использования ЭОР в образовательном процессе:
- экономит время урока;
- способствует наглядности образовательного процесса;
- позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- повышает мотивацию к обучению и интерес к предмету;
- повышает вес самостоятельной работы учащихся;
- увеличивает осознанность усвоения знаний;
- увеличивает объем работы, выполненной на уроке;
- повышает оперативность и объективность контроля результатов обучения;
- позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;
- позволяет осуществлять обучение дистанционно.
Одним из главных недостатков использование ЭОР в образовательном процессе является не заменимость преподавателя, интерактивные программы лишь моделируют деятельность учителя. Отсюда возникает ряд проблем:
- снижается роль устной и письменной речи;
- появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация учащихся в обществе;
- при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем учащихся (например, ухудшается зрение);
- многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных форм обучения (презентация, интерактивный тест, интерактивный тренажер, авторская программа и т.п.).
|